Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах http://cruizi-spb.ru/ |
|
Волгоград http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=8&t=1758 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Botsman [ 23 дек 2013 22:34 ] |
С 10 по 14 декабря 2012 года в городе Волгограде в гостинице "Южная" проходило совещание по согласованию графиков и расписаний движения пассажирских теплоходов на навигацию 2013 года. О самой гостинице я ничего писать не буду, хотя впечатление она оставила довольно противоречивые, а вот о некоторых экскурсиях расскажу с удовольствием. Так получилось, что одну из основных частей своей работы я успел сделать во второй день Совещания, а потом у в среду с чистой совестью отправился на экскурсию. В этот день нам показывали художественно-этнографический музей-заповедник "Старая Сарепта" и музей музыкальных инструментов имени Е.Н.Пушкина. Вот с музея музыкальных инструментов я и начну свой рассказ. Приехали мы в него довольно поздно. Если не знать где он находится, то просто так его найти почти не возможно. Сам музей расположен в частном доме. Основал музей Пушкин Евгений Николаевич, чье имя он сейчас и носит. На протяжении всей жизни он реставрировал и собирал музыкальные инструменты. Сначала это была частная коллекция, но в 1985 году Е.Н.Пушкин подарил 242 экспоната г.Волгограду. В музее можно увидеть музыкальные инструменты разных времен и народов. Это и пневматические музыкальные инструменты - баяны, аккордеоны, гармоники, фисгармонии. Есть и струнные: гусли, цитры, цимбалы и многие другие инструменты. На экспозиции также представлены очень редкие музыкальные инструменты, таких как гавиоли и гармония-флют. Сейчас в музее насчитывается более 300 экспонатов и коллекция постоянно пополняется. Что самое удивительное, все экспонаты этого музея "действующие", то есть на них можно играть. Можно услышать голос практически каждого инструмента. Экскурсию проводят внучка и сын Евгения Николаевича. Они очень интересно рассказывают об экспонатах музея. Для начала пройдемся по пневматическим инструментам - баянам, аккордеонам, гармошкам Баян, сделанный в Италии в городе Кремона, родине Амати, Страдивари и Гварнери</span> Ничего в глаза не бросается? Правильно, басовая клавиатура располагается не спереди, а сбоку. Кстати, голос у этого баяна очень приятный. А вот и одна из фисгармоний. Сверху на ней стоят гармошки и баяны. Также видны гитары на стене А вот как называется этот инструмент, я запамятовал. Но это дар музею от частного лица, который из лучших побуждений разобрал его для чистки, а вот собрать после этого не смог. И тогда он решил передать этот инструмент в дар Евгению Николаевичу. Евгений Николаевич вместе со своим сыном восстанавливал его почти 3 года и восстановил таки!!!! Один из первых аккордеонов мастера Ваняшина. Мастер даже подписал его, но допустил в названии аж три ошибки И еще один аккордеон фабрики "Красный партизан". В 1936 году на фабрике "Красный партизан" был выпущен первый советский аккордеон А это прародитель современных синтезаторов, фисгармония фирмы Yamaha А этот инструмент называется фисгармония гавиоли Санкт-Петербургской фирмы Циммерман. Она досталась Евгению Николаевичу в дар от жителя Тюмени (!!!). Особенностью этого инструмента является то, что на нем можно не только играть как на обыкновенной фисгармонии, но и воспроизводить музыку с большого валика. На том валике который сейчас установлен на инструменте, закодировано целых 5 мелодий. А это фисгармония флют. Тоже уникальный инструмент. При игре на верхней клавиатуре слышен звук как от металлофона. Но клавиатуры можно объединить. Инструмент имеет 16 регистров и еще кучу всевозможных настроек Стеллаж с баянами, аккордеонами и гармошками К слову, сколько я не рассматривал представленные на стеллаже аккордеоны, я так и не увидел инструмента от одного из самых знаменитых производителей аккордеонов - немецкой фабрики Weltmeister. По этому поводу не могу не вспомнить одну песню, слышанную довольно давно. Исполнял ее Марк Мерман и называлась она Weltmeister http://video.yandex.ru/iframe/botsman-m ... ode=opaque И вот еще некоторые экспонаты А теперь пришла пора пройтись немного по струнным инструментам. В музее я сделал для себя много интересных открытий. Одно из первых открытий - цимбалы А вот эти музыкальные инструменты называются цитры. Играть можно на них как одному, так и вдвоем. Целая стена различных щипковых музыкальных инструментов: балалйки, домры, домбра и др. Гитары, мандолины и снова балалайки еще одно открытие - украинский народный инструмент бандура Вот такой это музей. Ну и чтобы Вы могли послушать голос некоторых из показанных инструментов предлагаю посмотреть вот такой ролик о музее. |
Автор: | Botsman [ 24 дек 2013 07:09 ] |
Музей истории Волго-Донского канала В этот музей я попал с составе большой группы участников Совещания. У нас было запланировано посещение управления Волго-Донского судоходного канала и обзорная экскурсия по городу. Само Управление и музей находятся в Красноармейском районе Волгограда. Это довольно удаленный район. Даже на экскурсионном автобусе мы добирались около часа. И вот мы на месте. От музея очень хорошо просматривается арка первого шлюза Волго-Донского канала Совсем недалеко от музея расположилась точка общепита, которая размещается на борту самого настоящего самолета Як-40 А мы тем временем пройдем в музей. Сам музей очень небольшой (всего 4 зала), но он очень уютный и я бы даже сказал домашний. Основан он всего 15 лет назад в 1997 году стараниями Риммы Михайловны Эдельман. В 1967 году она пришла на работу в Управление канала художником-оформителем и по совместительству фотографом. За 30 лет работы она исколесили всю трассу канала. Ей приходилось бывать почти на всех гидротехнических сооружениях канала, вместе с инженерами спускаться в камеры шлюзов и внутренние водоводные галереи, шахты и колодцы. Обо всем этом она делал специальные фоторепортажи. Но давайте уже зайдем в музей. В "прихожей" на потолке можно увидеть схему нашей солнечной системы Если кто-то помнит астрономию, то между орбитой Марса и Юпитера находится пояс астероидов. Так вот среди многих астероидов и малых планет там есть три астероида имеющих непосредственное отношение к Волго-Донскому каналу: это Волго-Дон (№ 2360, открытый 02.11.1975 года астрономом Крымской обсерватории Т.М.Смирновой), Сталинград (№2250, открытый 18.04.1972 года астрономом Крымской обсерватории Т.М.Смирновой) и Лебедев (№ 2342, открытый 22.10.1968 года астрономом Крымской обсерватории Т.М.Смирновой). Также там есть картина на которой показан труд путейцев. В штормовом Цимлянском водохранилище они производят замену фонаря на буе А еще вот такое зеркало Уникальность его в том, что к открытию канала была выпущена серия из шести почтовых марок с изображением объектов канала. В самом музее хранится только одна марка из этой серии. А здесь в оформлении рамы зеркала представлена вся серия - все шесть марок. Причем сделаны они в виде фотографий. А теперь пройдем в исторический зал музея. Первое что сразу бросается в глаза - диорама Дубовской переволоки (1636 год). Когда то очень давно, когда еще не было судоходных каналов, суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Те места, где происходило такое, до сих пор хранят память об этом в своих названиях: Вышний Волочек, Волоколамск (Волок Ламский) и другие. Из Волги на Дон суда попадали волоком от деревни Дубовка. Немецкий путешественник Адам Олеарий, наблюдая переволоку, сделал зарисовку, которая стала классической. На ней изображена Дубовка в то время небольшой, но процветающий городок. В Дубовке велась оживленная торговля, ведь именно здесь торговые караваны греков, арабов, турок и многих других народов разгружали товар, большие суда разбирали, а легкие вместе с грузом ставили на дубовые колёса, впрягали волов, поднимали парус и начинали свой нелегкий путь через волго-донскую степь. Доказательство оживленных торговых отношений - якорь 14 века, найденный в русле старой Волги и использовавшийся в те далекие времена на галерах. Этот якорь нашли в одной из стариц (небольшие водоемы на месте старого русла реки) во время тренировки аквалангисты дайверы. Здесь же в этом зале можно увидеть портреты правителей России, которые стремились соединить Волгу и Дон. Это и Петр Первый, и Анна Иоанновна, и Николай Второй и далее Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Именно Ленин в 1918 году подписал Постановление правительства о выделении на строительство канала суммы в 6,5 миллионов рублей. Ну и так же нельзя не вспомнить в этой связи и план ГОЭЛРО, который рассчитывался на 10-15 лет и предусматривал строительство 30 районных электростанций (20 тепловых и 10 гидравлических) общей мощностью 1,75 млн.кВт. В числе прочих намечалось строительство Штеровской, Каширской, Горьковской, Шатурской и Челябинской районных тепловых электростанций, а также ГЭС - Волховской (1926 г.), Нижегородской, Днепровской, двух на реке Свирь и др. Параллельно с этим велось развитие транспортной системы страны (магистрализация стары и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского судоходного канала). Но, к сожалению, реализации этих планов в намеченные сроки помешала гражданская война. Денежные средства были пущены совсем на другие цели, но тем не менее от идеи строительства не отказались. Следующий зал посвящен истории строительства. В нем речь идет непосредственно о создании уникального гидротехнического сооружения. На фотографиях и картинах образцы техники, использовавшейся на строительстве и даже созданных специально для этой цели. Например, всевозможные скреперы, бульдозеры и самосвалы. На подиуме даже выставлен макет одного из экскаваторов. Символом великой стройки по праву считается шагающий экскаватор ЭШ 14/65 - самая большая на тот момент землеройная машина в мире. Этот гигант, размером с трехэтажный дом, издали был немного похож на доисторическое чудовище. И случилось так, что однажды большой шагающий встретился с древней истории земли, когда, копая котлован под шлюз экскаватор отрыл кости мамонта. И теперь эта редчайшая находка тоже является музейным экспонатом и выставлена в историческом зале. В нише экспозиция кабинета на строительном участке. Рабочий стол, над ним портрет В.И. Сталина, переходящие знамена, рядом этажерка с книгами, приемник послевоенных лет, лампа, арифмометр и др. предметы того времени. А еще в зале есть уголок, посвященный быту строителей канала: швейная машинка, примус, патефон и др. вещи рядовых труженников. История строительства продолжается рассказом о том, как 31 мая 1952 г. между шлюзами №1 и №2 впервые встретились воды Волги и Дона. А завершается экспозиция зала истории строительства макетом первого шлюза из металла и стекла. А еще, в одой из витрин представлены несколько букв с арки первого шлюза, которые были сброшены в Волгу. Дело в том, что со стороны Волги арку шлюза венчала надпись "Слава великому Сталину". Но в период развенчания культа личности за одну ночь имя Сталина исчезло и было заменено на имя Ленина. Но три буквы все-таки сохранились и сейчас они представлены в экспозиции музея. Эксплуатационный зал. При входе посетителей встречают портреты руководителей канала: Бирюкова Н.К., Агафонова Д.Ф., Чмшкяна В.А., Виноградова В.А., Коблева И.И. и Шахмарданова О.Ю., ведущих инженеров, механиков, их документы, награды и личные вещи, а также макеты судов названных в честь этих людей. Буксир-толкач Вартан Чмшкян 200-тонный плавкран "Вадим Виноградов" В зале представлены все районы эксплуатации и главные службы ФГУ "Волго-Донского ГБУВПиС": Волжский район гидросооружений и судоходства, Донской район гидросооружений и судоходства, Цимлянский район гидросооружений и судоходства, Волгоградский район гидросооружений и судоходства, Волгоградские электросети и Узел связи и радионавигации. Здесь также находятся приборы и технические средства, которые раньше использовались в работе, а теперь стали музейными раритетами: коммутатор, печатная машинка, переносная телефонная станция и многое другое. В зале представлены макеты различных судов, названных в честь героев Волго-Дона. Коммутатор Макет танкера, подарок от компании "Палмали" А также макет сухогрузного теплохода "Капитан Рузманкин" После посещения музея, вся наша делегация прошла в Управление Волго-Донского канала Там мы посетили главную диспетчерскую и диспетчерскую волжского склона канала. Но по некоторым этическим соображениям, а также соображениям безопасности я не буду показывать эти фотографии, да простят меня мои читатели. После небольшого фушета, мы отправились обратно в гостиницу. По дороге я делал несколько фотографий первого шлюза из окна автобуса (чего терпеть не могу), но тут вроде бы получилось нормально |
Автор: | alvas [ 24 дек 2013 20:53 ] |
Эх, просто счастьем душа наполняется, когда видишь такие прекрасные фотографии чудесных старинных вещей! Большое спасибо автору! |
Автор: | Botsman [ 24 дек 2013 20:56 ] |
Не менее большое пожалуйста Всегда приятно поделиться с хорошими людьми. А сейчас рассказ о музее "Старая Сарепта" Как всегда, по традиции, несколько слов об этом самом музее. В 1765 г. на берегах Волги в устье реки Сарпы в 28 км к югу от Царицына была основана первая в России колония иностранных поселенцев из Европы - Сарепта. Связано это было с тем, что в этом году Екатерина Великая издала манифест, определяющий права и условия местожительства переселенцев из Европы с целью освоение слабонаселенных южных окраин России и защиты их от кочевников. Именно так и возникло поселение "Старая Сарепта". Вообще, если не знать где искать, то сходу этот музей можно и не найти. Он расположен на площади, которую отделяют жилые многоэтажные дома от главной трассы - проспект Героев Сталинграда. Фактически музей расположен в Красноармейске или, если кому-то будет угодно по другому, в Красноармейском районе Волгограда. Все основные постройки расположены по периметру площади Свободы Там же, на площади Свободы находится не только обелиск, но и братская могила воинов частей соединений и армий участвовавших в героической обороне Сталинграда в 1942--1943 гг. А за спиной у нас были здания кирхи и дома незамужних сестер и холостых братьев(там сейчас находится военкомат. Весьма символично) Основу поселения Сарепта составили братья-гернгутеры – потомки чешских или Моравских братьев, скрывавшиеся от преследования католической церкви. Одной из главных целей поселенцев (в их число входили представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии) было миссионерство - обращение в христианскую веру иноверцев - калмыков (в первую очередь), киргизов, татар. Кроме этого они занимались сельским хозяйством и научной деятельностью (разводились сады, культивировали виноград, табак и т.д., также были составлены первые немецко-калмыцкий и калмыцко-немецкий словари и грамматика калмыцкого народа, исследован Ергенинский источник). Прибывшие из Германии в Старую Сарепту почти 250 лет назад первые миссионеры-гернгутеры были печально поражены этой местностью - перед ними безгранично простиралась выжженная солнцем степь - увы, не об этом они мечтали, покидая родину. Поэтому и решили назвать свой новый приют "Сарепта", т.к. местный колорит напомнил религиозным братьям библейскую Сарепту Сидонскую, куда был послан пророк Илия после трех неурожайных лет. Созвучно это название было и с некогда протекавшей здесь речкой Сарпой. Именно на берегах этой речки трудолюбивые поселенцы начали строительство первых домов. И кто бы мог подумать, что предприимчивые немцы меньше чем через 100 лет превратят этот кусочек степной пустыни в "зеленый оазис", как впоследствии назовут эту колонию многие русские и зарубежные путешественники, стремившиеся своими глазами увидеть это "чудо калмыцких степей", "рай на берегу Волги"! Привыкшие к чистоте и аккуратности, немцы выстраивали в Старой Сарепте красивые, утопающие в зелени улицы, засаживая их пирамидальными тополями и акацией, перед каждым домом и в промежутках между ними разбивали сады и цветники, высаживали виноградники и бахчи, засеивали поля злаками. Большое внимание уделяли в Сарепте грамотные немцы исследованию новой территории и всячески пытались рационально извлечь из нее пользу, занимались научной и экспериментальной деятельностью. Но в кирху мы зашли немного позднее. Фотографий я там не делал, потому что жажда легких денег взяла верх над здравым смыслом. А именно, один кадр сделанный в кирхе стоил 10 рублей. А для начала мы отправились в здание общинной управы (дом форштеера). Мы сразу прошли на самый верх. В русских домах это называют чердаком или мансардой. Сейчас там расположилась библиотека для детей. Основная часть литературы естественно на немецком языке. Основой же библиотеки явилась довольно старинная энциклопедия В доме до сих пор сохранились печи с весьма оригинальными дымоходами [img]"http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/77077689.e9/0_8e182_c0a5b846_XL.jpg[/img] Некоторые стропила были заменены, но в большинстве своем сохранились с прежних времен Окна в библиотеке В библиотеке проводятся выставки детских работ конкурс детских рождественских рисунков А еще на улице установлен вот такой столб Всего в мире установлено четыре таких столба. Если соединить их воображаемыми линиями то в результате получится крест, точно такой же на котором распяли Христа. И вот одна из точек, оказалась в Волгограде в районе Старой Сарепты. Рядом с домом общинной управы находится дом пастора. Но, к сожалению, руки до него еще не дошли, а потому дом находится в весьма плачевном состоянии А дальше, за домом пастора стоит дом аптекаря Известно имя врача из Сарепты Иоганна Вира. Доктор Вир исследовал окрестности Сарепты, убедился в наличии большого количества лекарственных трав и растений: полынь и крушинник, тысячелистник и боярышник, и многие другие. Он их собирал, сушил, настаивал и снабжал этими целебными средствами не только Сарепту, но и Царицын, Саратов и другие города. Вир исследовал химический состав воды, взятой из источников на Ергенинских горах, где обнаружил повышенную минерализацию и рекомендовал применять как лечебную в виде ванн и питья. Вскоре в Сарепте был открыт один из первых в России курортов с минеральными и грязевыми ваннами, названный Екатерининским. Из минеральной воды сарептяне добывали глауберову, поваренную соль и магнезию и торговали ими. Найдя на Ергенинских горах источники с родниковой водой, сарептяне построили водопровод из глиняных труб и провели чистую воду в колонию, построив в центре Церковной площади Сарепты фонтан. Далее вода по деревянным трубам подавала на улицы и фабрики. Когда в Поволжье была эпидемия холеры, в Сарепте не пострадал ни один человек благодаря тому, что поселенцы пили воду только из родников, и везде была чистота и порядок. С именем другого колониста Старой Сарепты - Лангерфельда связано открытие особого напитка - сарептского бальзама. Он настаивался на 20 видах степных трав на винном спирте, имел зеленоватый цвет и горьковатый вкус, разливался в глиняные бутылки, применялся как лекарство и пользовался большой популярностью по всей России. Жил и работал в Сарепте известный ученый ботаник и энтомолог А.Беккер. Интерьеры старой аптеки в Сарепте рабочее место провизора А это надгробная плита с могилы аптекаря Иоганна Вира, найденная при строительстве Волго-Донского канала. Обратите внимание на дату смерти - 1782 года А теперь посмотрим жилые комнаты в доме аптекаря. Гостинная "Парадная" посуда. А обычные дни она пряталась под замок И конечно же пианино Фисгармония Библиотека хозяина дома В доме все подготовлено к встрече Нового года и рождества А теперь посмотрим дамскую комнату Рабочее место хозяйки дома Швейная машинка, разумеется, фирмы "Зингер" Ну и как же обойтись дама без гардероба и комода Столик с Библией на немецком языке Спальное место Обратите внимание на на рамку над кроватью. Это не картина и не панно - это свадебный венок. К слову сказать, в общине было принято кидать жребий. К означенному сроку холостые братья и незамужние сестры опускали бумажки со своим именем в специальные емкости в кирхе. И вот в день жеребьевки все жители собирались в кирхе. Двое детишек не старше 4-х лет (считалось, что дети до 4-х лет это ангелы спустившиеся на землю, а значит предстоящий брак благословлен свыше) подходили к емкостям с записками и вытаскивали записки с именами. И даже не смотря на большое количество неравных браков, разводов в общине вообще не было. Ни одного!!! Дамский столик с венецианским зеркалом. Дама всегда должна быть красивой. А зеркалу этому больше 100 лет и посмотрите, оно до сих пор как новое. А еще, экскурсовод рассказала и показала как можно определить подлинность венецианского зеркала. Для этого надо зажечь свечку и поднести к зеркалу. Если в нем будет видна огненная дорожка, значит перед нами настоящее венецианское зеркало, а если нет... "Фамильная" ширма А здесь наглядно показана глубина культурного слоя возле дома аптекаря Здание музея Другие дома в Старой Сарепте в менее презентабельном виде А теперь пройдемся по экспозиции местного музея Церковные колокола В 1778г. в Сарепте был построен винокуренный завод общины. Здесь производили хлебную, фруктовую, виноградную водку, настойки, наливки, брантшвейн (немецкую водку 25-36 градусов), джин и шнапс. В это же время была очень распространена на Руси сарептская ткань "Сарпинка", которая впервые была соткана здесь. Она вырабатывалась из льняной и шелковой нити. Лен высевался на плантациях, здесь же перерабатывался, как и шелк, поскольку в Старой Сарепте имелись тутовые деревья и шелкопряд. В Сарепте постоянно упражнялись в земледелии, ремеслах, торговле: осуществлялись производственные опыты по выращиванию новых для этих мест растений - табака, картофеля, винограда; искались способы попытки добыть сахар, спирт и эфирные масла из арбузного сока. Был выведен здесь новый сорт горчицы, получившей название сарептской и прославившей предприимчивых колонистов далеко за пределы Астраханской и Саратовской губерний. В 1801г. в Старой Сарепте был открыт горчично-маслобойный завод, который до сих пор выпускает более 10 наименований горчичной продукции. Образцы продукции переработки стеблей растений. В частности камыша Орудия ремесла плотников Ткацкий станок для производства сарпинки Фарфор из домов братьев-гернгутеров А вот дальше, нас повели в погребок для дегустации различных вин. К слову сказать, все эти вина приготовлены одним человеком из различных сортов винограда, которые он сам же и выращивает. Он же и проводит эту дегустацию. Все вина изготовлены им самим . В погребке было довольно прохладно. И пока мы все рассаживались за столом, хозяин погребка поведал, что это не простой погребок. Почти год назад здесь проходили съемки "Битвы экстрасенсов". Одно из мест выхода отрицательной энергии было замуровано экстрасенсами и на этом месте была поставлена бочка. Сдвигать ее с этого места категорически запрещено. А вот на заднем плане за стулом находится дверь, завешенная портьерой. Именно оттуда должны появляться призраки и привидения. В ходе переговоров, было выяснено, что появляются они, обычно, после третьей дозы шнапса, производства хозяина Заранее заготовленная тара для вина Сам процесс дегустации. Стаканчики еще пусты А уже после дегустации, мы отправились в клуб "Гличъ". Глич- это фамилия одного из жителей Сарепты, прославившегося тем, что он изготавливал знаменитое горчичное масло. Интерьеры клуба А еще в этом клубе есть подвал. Раньше там хранили мясо. Чтобы постоянно поддерживать низкую температуру во время весеннего ледохода в подвал через вот такие окошки скидывали глыбы льда Потом они заделывались и в подвале сохранялась низкая температура до самой осени. Сейчас как Вы видите, окно прочно заделано камнем и наружу выведена вентиляция. Каменная кладка стен с почти трехвековой историей В клубе "Гличъ" нас ждал настоящий немецкий обед: суп с клецками, сардельки с тушеной капустой, салат из овощей с рыжиковым маслом и чай с настоящей немецкой выпечкой. Да все это с вкуснейшим волгоградским хлебом. Ну и на закуску сюжет из программы "Вести Волгоград" о духах и экстрасенсах в Старой Сарепте |
Автор: | Botsman [ 25 дек 2013 21:04 ] |
И вот наступил последний день моего пребывания в городе-герое Волгограде. Я не зря всегда подчеркиваю, что Волгоград - это город-герой. Выдержать оборону на Мамаевом кургане в таких условиях это действительно подвиг. В этом я смог убедиться сам. В последний день Совещания большинство участников уже разъехались по своим рабочим местам. Довольно внушительная группа уехала с утра в аэропорт. В гостинице осталось всего несколько человек. После завтрака я отправился на первую часть своей самостоятельной прогулки по городу. От гостиницы я довольно быстро на автобусе добрался на центрального железнодорожного вокзала. Сразу после окончания боев началось восстановление железнодорожного хозяйства, так что к июлю 1943 года Сталинградский железнодорожный узел заработал на полную довоенную мощность. Для вокзала отстроили одноэтажную времянку, которая прослужила 9 лет. А в 1950 году началось строительство нового вокзального здания, которое служит до сих пор. Здание решено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет с сохранением элементов довоенного здания. Проектировалось оно Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950-1953 годах. Авторы проекта архитекторы А.В.Куровский и С.3.Брискин, инженер-конструктор А.Ф.Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем МПС с июля 1951 по май 1954 года. Новое здание вокзала трёхэтажное с цокольным этажом, венчается часовой башней со шпилем, увенчанным золотистой звездой. Общая высота здания вместе со шпилем - 67 метров. В башне вокзала в 1959 году установлены часы, созданные на заводе "Баррикады". Диаметр часов составляет 4 метра, стрелки часов длиной в 2,5 метра. >Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. Слева от входа сражения гражданской войны за красный Царицын; справа - защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве. У их ног поверженное фашистское знамя. Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали "За оборону Сталинграда". Над ними символическая скульптурная композиция: Родина-мать венчает лавровым венком победителей. Скульптурные группы и барельефы выполнены скульпторами М.Д. и Н.А. Павловскими, В.Н.Безруковым. После этого я решил дойти до планетария. Несмотря на то, что на улице было всего 10 градусов с минусом, на улице ощущалось все 15-20 из-за ветра. По продольным улицам ему было где разгуляться, а по поперечным ветрище с Волги пробирал до костей. Но даже не смотря на это я все равно решил идти пешком, не прибегая к услугам общественного транспорта. И вот, я дошел до планетария. Идея возведения такого уникального сооружения как Волгоградский планетарий родилась в трудное послевоенное время, в преддверии 70-летия И.В.Сталина. Генералиссимусу Советского Союза делали подарки руководители многих стран. Сделали свой подарок и трудящиеся Германской Демократической Республики. Рабочие народного предприятия им. Карла Маркса решили подарить советскому народу планетарий и пожелали, чтобы планетарий был построен в городе всемирной славы - Сталинграде. Это предложение было поддержано трудящимися Германии. Заказ на изготовление аппарата планетарий был передан правительством Германии коллективу народного предприятия "Цейсверке" в Иене. Планетарий представляет собой ценное пособие для популяризации астрономии. "Подарок будет символом стремления нашего народа к миру, прогрессу. Советский Союз спас мировую цивилизацию, и мы, немецкие ученые, посвятившие свою жизнь оптике, с огромным воодушевлением приняли решение о постройке планетария на героической земле Сталинграда" говорил 82-летний доктор профессор Иоганнес Хартлинг. Весь десятитысячный коллектив завода поставил перед собой задачу закончить изготовление аппарата планетарий к марту 1950 г. Ранее подобные планетарии строились в течение 16 месяцев. Подарок защитникам Сталинграда был же изготовлен за 4 месяца! В изготовлении планетария участвовало почти все население города Иена. В фонд постройки дара немецкого народа в январе 1950 г. уже поступило 1 млн. 350 тыс. 177 марок. Немецкие архитекторы и рабочие разработали проект здания, изготовили его детали и сложное оптическое оборудование. В адрес сталинградских строителей поступило из Германии более 260 вагонов с грузами. В марте 1951 г. газета "Сталинградская правда" писала: "В нашей стране планетарии имеются лишь в Москве и Киеве. Сталинградский планетарий будет третьим, а по техническому оборудованию и архитектурному сооружению он значительно превзойдет ныне существующие..." Проект, поступивший из Германии, плохо подходил под условия города, поэтому сталинградские архитекторы В.Н.Симбирцев и М.А.Хомутов разработали свой проект планетария. В новом варианте купол планетария предполагалось увенчать статуей "Женщина с приподнятой руки выпускает голубя мира" на тему мира, созданной Народным художником СССР заслуженным скульптором В.И.Мухиной. Летом 1954 г. строительные работы внутри здания были закончены. Начались работы по установке и апробированию сложных оптических приборов. Этой работой руководил главный механик А.Г.Храбров, ранее проработавший 24 года в Московском планетарии. Вместе с ним в Сталинград приехали работники Московского планетария Р.И.Цветов, А.Б.Поляков, С.Я.Юнусов для выполнения этой работы. 19 сентября 1954 г. состоялось торжественное открытие планетария. В этот день в 12 часов дня перед зданием планетария состоялся митинг. На митинге присутствовали глава делегации Германии О.Гешке, министр культуры Т.М.Зуева, представители партийных, общественных организаций. О.Гешке от имени правительства Германии поздравил всех с открытием планетария и вручил символический ключ директору планетария Е.В.Кураксе. После этого я пешком пошел к площади Ленина. Немного не доходя до нее, мое внимание привлек небольшой храм за железной дорогой. Как впоследствии выяснилось, это Храм Преподобного Сергия Радонежского на улице Пархоменко. Но дойти до него в этот раз, видимо, была не судьба. Пронизывающий холодный ветер уже основательно пробрал меня, а потому моей целью была площадь Ленина и одноименная остановка скоростного трамвая. Наверное, ни одна площадь города так часто не меняла своего названия, как площадь Ленина. Почти до начала XX века площадь называлась Балканской (по названию района Балканы). В 1899 году 22 августа на площади освящают храм в честь Святителя Николая Чудотворца (находился он примерно на месте современного памятника Ленину). Тогда же площадь становится Никольской. В период революционных выступлений в России (1905-1817 г. г.) площадь становится ареной для выступления пролетариата. После революции 1917 года площадь становится Интернациональной, но вскоре вновь получает новое имя - площадь 9 Января. В 1932 году взрывают храм Николая Чудотворца наряду со всеми другими церквями в центре города. В те годы Сталинград стал областным центром. Площадь 9 января должна была стать центральной площадью города, на ней планировалось строительство Дома Советов, который должен был стать главным украшением Сталинграда. Огромное по меркам довоенного города 10-этажное здание, к нему ведет не менее огромная 3-маршевая лестница, перед зданием установлена 18 метровая статуя Ленина - таким был проект, разработанный ленинградскими архитекторами. Средства на строительство были выделены, строительство фактически началось был готов котлован под фундамент. Но затем работы были свернуты и центральной площадью города осталась площадь Павших борцов. Во время сталинградской битвы площадь стала ареной ожесточенных боев на подступах к Волге, которые вели бойцы 13-ой дивизии генерала Родимцева, получившей здесь звание Гвардейской. Центральным из них стала героическая оборона дома Павлова. После войны в память об этих событиях здесь появились улицы им.13 Гвардейской дивизии и ул.им.Наумова, сама же площадь была названа площадью Обороны. В послевоенные годы площадь застраивалась фактически заново. Из довоенных зданий остался только дом Павлова, да несколько зданий из комплекса гарнизонного лазарета постройки 1913 года. Перед домом Павлова выросла колоннада, соединившая его с двумя другими жилыми домами по бокам; через площадь от него был построен Гарнизонный дом офицеров (или как он тогда назывался дом Советской армии); слева здание лесного техникума. Войны, погибшие здесь в боях, похоронены в братской могиле, расположенной слева от дома Павлова, а перед ним самом была установлена танковая башня линия обороны 62-й армии. В 1960 году, в канун 90-летия со дня рождения В. И. Ленина (21 апреля) площадь получила новое название. Несмотря на то что в городе уже была площадь Ленина (сейчас это площадь Титова), было решено увековечить имя Вождя и в этой площади, установив здесь одновременно и грандиозный памятник Ленину. Это название площадь носит и по сей день. И вот я наконец-то оказался на одноименной станции скоростного трамвая. Запрыгивать в трамвай пришлось практически в последнюю секунду. В вагоне было довольно тепло. Как только я пристроился на самом козырном местечке у окошка, в поле моего зрения нарисовалась мадам кондуктор. 15 рублей с легкостью перекочевали в недра ее безразмерной сумки, а я на руки получил билетик. В какой-то момент, трамвай выскочил из под земли и поехал по улице. В вагоне стало несколько холоднее, но тем не менее я с интересом рассматривал и огромный торговый комплекс, и подъездные пути к танцующему мосту. Но... недолго музыка играла. В этот момент в вагоне появились свирепого вида дамы с требованием предъявить билеты. И пока они наводили шухер в вагоне, мы уже подъезали к Мамаеву кургану. А значит надо выходить. Но как же не хочется!!!!!!! Но раз была дана себе такая установка, то надо идти. И вот я у подножия лестницы ведущей к Мамаеву кургану. Народу почти нет. Только несколько групп по два-три человека одиноко идут в сторону площади "Стоявших насмерть!". Я уже морально был готов к тому, что меня сейчас ветром просто унесет, но... как только я начал восхождение ветер стих!!!! Абсолютно!!!! На небе появилось солнышко. Меня это вдохновило и я смело двинулся в сторону монумента. Снимал я в этот раз не очень много, так как руки дико мерзли, несмотря на солнышко. Но зато я смог сделать вполне приличные фотографии без посторонних личностей в кадре. Стены-руины А затем была Площадь Героев Воды нигде, разумеется, не было. Но это придавало определенное настроение. К слову сказать, несмотря на практически полное отсутствие смельчаков у стен-руин все равно шла трансляция. Голос диктора Левитана передавал сводки с фронта, слышались песни военных лет. Скульптурные группы (ну не поднимается у меня рука сделать эти фото цветными) И вот когда я уже было собрался идти дальше, разделся звонок телефона. И для того чтобы нормально поговорить я зашел на стену-знамя. Быстро закончив разговор я посмотрел на склон и уже не смог просто так уйти оттуда. Обратите внимание на склон. Он весь в углублениях. Скорее всего они не имеют никакого отношения к войне, но кажется что это воронки от выпущенных снарядов. Я очень долго простоял там, пытаясь представить что же происходило там зимой 1942-1943 годов - 70 лет назад. После этого я отправился к залу воинской славы. И там я снова остановился. Я попал на смену караула. Кроме меня в зале была еще группа из четырех человек: двое взрослых и двое детей, которые как завороженные следили за ритуалом Вечный огонь в зале славы Как будто я и не уходил никуда три месяца назад. Вот так это место выглядело в сентябре В этот раз я не стал подниматься к Родине-матери, а прямиком пошел к храму Всех Святых Рядом с Храмом находится Малая братская могила защитников Сталинграда. В ней хоронили солдат, погибших в боях за Мамаев курган в январе-феврале 1943 года всего около 1500 человек. Позже тела защитников Сталинграда со всего города хоронили в Большой братской могиле, над которой позднее возвели монумент "Родина-мать зовет!". Большая и Малая братские могилы Мамаева Кургана реконструированы в 1988 году. Длинная могила окаймлена гранитными плитами, по периметру растут ели. Надпись на гранитной плите гласит "Здесь захоронены воины соединений и частей 62-й армии защищавшие Мамаев курган в дни Сталинградской битвы 1942-1943 г.г." Над могилой стоит женщина-солдат с венком в руках, ее плащ-палатка развевается на ветру. В руках у женщины венок, который она возлагает к братской могиле. Эта гипсовая фигура появилась на Мамаевом кургане еще в военные годы. Никто не знает и не помнит ее автора - скорее всего это был любитель, который руководствовался не столько стремлением к самовыражению, сколько долгом памяти перед тысячами женщин, девушек, которые сражались в окопах Сталинграда. Позже статую заменили на бронзовую. Сам же памятник получил имя, и случилось это так. Среди защитников Сталинграда была медсестра Маргарита Сергеева, родом из уральского города Златоуста. На фронт девушка пошла добровольно, участвовала в боях под Москвой, там заслужила орден Ленина. В Сталинграде Маргариту наградили орденом Красной Звезды. Но этот орден девушка не смогла получить, она погибла в декабре 1942 года. После войны приехала с Урала в Волгоград мать Риты - Анна Павловна. Увидев фигуру девушки, она отыскала в ней родные черты. "Это моя Рита", - сказала мать и с тех пор стала приезжать каждое лето в Волгоград, чтобы повидаться на Мамаевом кургане со своей дочкой, со своей Ритой. Так памятник получил имя. Ежегодно в День Победы женщины-участницы Великой Отечественной войны приходят к этому памятнику, приходят к Рите... А еще немного в стороне от Храма Всех Святых на постаменте установлена танковая башня Неприметной танковой башней на постаменте, далеко слева от основной оси ансамбля отмечена высота 102. Именно здесь, а не в сотне метров правее, (у подножья Родины-Матери под которую насыпали искусственную 14-метровую насыпь) в годы войны находилась самая высокая точка Мамаева кургана, простая точка на топографических картах, вошедшая в мировую историю. За обладание высотой 102 сложили жизни тысячи защитников Сталинграда, здесь они праздновали свою Победу. Надпись на мемориальной доске гласит "Здесь на Мамаевом кургане в дни Великой битвы за Сталинград происходили самые упорные и кровопролитные бои за обладание этой господствующей над городом высотой". А вот такой вид на Волгу открывается с этой точки</span> После этого, я начал спускаться к подножью кургана. И именно в этот момент, с кургана начал дуть сильный ветер. Вроде бы и легко спускаться, но он пробирал. Казалось что этот ветер пронизывает меня всего. Никакие зимние куртки для него не помеха. И вот именно в этот момент я до самого конца понял, что испытывали бойцы, защищавшие город. Отстоявшие эту высоту - 102 метра. Когда я поднимался на Мамаев курган и когда спускался по железной дороге прошли два пассажирских состава. Оба на подходе дали протяжные гудки. Я не уверен, но мне кажется, что таким образом они отдали салют всем погибшим при обороне Сталинграда. А я тем временем, уже окончательно закоченевший отправился в гостиницу, чтобы немного согреться перед следующей вылазкой в город. |
Автор: | Botsman [ 26 дек 2013 20:33 ] |
Продолжу рассказ о своей прогулке по городу-герою Волгограду. После "сугреву" в баре гостиницы, времени еще оставалось вполне достаточно чтобы совершить вторую вылазку в город. В этот раз я не стал уезжать куда-то далеко, а решил ограничиться окрестностями. И это оказалось гораздо интереснее. Для начала я решил сходить к зданию в котором располагается Донской казачий театр. Как сказала экскурсовод, во время одной из экскурсий, в Волгограде после Великой Отечественной Войны сохранилось всего несколько десятков зданий построенных до Войны, а дома построенные до революции, можно сосчитать по пальцам. И это оказался как раз тот случай. Здание в котором расположен казачий театр находится как раз в одном из таких домов. В конце XIX век живший в Зацарицынском форштадте богатый лесопромышленник Шлыков построил на свои средства и подарил городу здание особой архитектуры. Царицынская Дума в 1910 году открыла в этом здании женскую гимназию №4. После революции в здании располагался учительский институт. В 1952(?) году оно было передано кинотеатру "Гвардеец" - самому лучшему в городе. Это здание уцелело и во время революции, и во время Гражданской войны, и во время Великой Отечественной войны. Оно стало свидетелем многих драматических моментов истории. И вот оказалось, что почти неделю, я не мог собраться с силами, чтобы всего-то перейти через дорогу. Фрагменты украшения здания А рядом со зданием Донского казачьего театра в соседнем доме расположен Волгоградский Государственный архитектурно-строительный университет (ВолгГАСУ) Эти два здания почти ровесники. Только в здании ВолгГАСУ до революции размещались торговые ряды. После войны здание было перестроено, ему добавили еще один этаж. Ну и конечно же добавили советского стиля А если пройти еще немного вперед, то можно увидеть вот такой маленький флигелек Этот дом находится на перекрестке и считается домом постройки конца XIX века, в котором по одним данным располагалась церковно-приходская школа, по другим - купеческий дом. После революции здесь располагалась начальная школа, во время войны - военный трибунал. Сейчас в этом здании располагается департамент по рекламе Волгограда. А через дорогу от этого здания расположен сквер Саши Филиппова. По чьему-то идиотскому градостроительному решению от Рабоче-крестьянской улицы (1-й Продольной улицы) он отделен торговым центром. Саша (Александр Александрович) Филиппов родился в Сталинграде, жил в районе Дар-горы, работал. Когда немцы оккупировали центральную часть города, Саша стал разведчиком, неоднократно ходил в тыл противника и доставлял ценные разведсведения, совершал диверсии. При проведении очередной разведки был схвачен немцами и 23.12.1942 г. казнен - повешен у церкви на Дар-горе. Посмертно награжден орденом Красного Знамени. В 1981 г. на могиле героя сооружен новый памятник-бюст. Авторы проекта: скульптор П.Л.Малков, архитектор Г.М.Коваленко. Бюст из кованой меди (высота 1,3 м), постамент из железобетона с накладными буквами из меди, надпись "Саша Филиппов, 26.VI 1925-23.XII 1942, комсомолец, партизан, зверски замученный фашистами" Но мое внимание больше всего привлек другой памятник. Если быть совсем точным - это скульптура Ангелу-Хранителю. В Волгограде много памятников, несущих тяжелую информацию о смерти, войне, трагических страницах военной истории. И хотелось бы, чтобы вместе с тем было бы светлое место душевного притяжения, где люди бы назначали свидания, гуляли с детьми, просто радовались жизни. Именно поэтому родилась идея установки скульптуры "Ангел-Хранитель города Волгограда". Автор скульптуры Ангела города-героя - волжский скульптор, заслуженный художник России Сергей Щербаков. Скульптура представляет собой выполненного в тонированной бронзе ангела, стоящего на гранитной полусфере. Одухотворенное и в то же время строгое лицо ангела обращено к Волге, его руки сложены в величественной молитве за всех горожан. По замыслу автора, Ангел-Хранитель восстановит разорванную связь поколений легендарного города на Волге. Высота памятника- 2,6 м, вес - 600кг. Скульптура изготовлена на одном из предприятий Белоруссии - ООО "Литейный двор", и 7 сентября 2005 года доставлена в Волгоград. Посмотрите на ступни и кончики крыла Ангела-хранителя. Все дело в том, что этот памятник стоит на по дороге от станции скоростного трамвая к жилым домам. И вот проходя мимо него, люди останавливаются, прикасаются либо к крылу, либо к ногам Ангела. Я сам видел как один мужчина идущий домой с сумками остановился рядом. Снял перчатку, взялся рукой за за кончик крыла Ангела, постоял так с минуту, подумал о чем-то своем и пошел дальше. Я сам поступил точно также. Подойдя к скульптуре Ангела я подержался за его крыло и попросил его молить Бога за нас грешных. Он бродит тихо между нами, Уводит страхи. И мечтам Нас заслоняет от обид, И терпит наш нелегкий быт. Он спущен к нам, как символ Веры, Как то, чему не нужно меры: Любовь и свет грядущих дней, Простор души, простор полей. Хранитель дней, хранитель снов, Причина сброшенных оков, Наш щит от зла и от войны, Он то, что мы беречь должны. А после этого я прошел к Волге. Моей целью было попасть к памятнику "Гаситель". Когда я подходил к нему, ветер со зданий жилого комплекса "Волжские паруса" дул с такой силой, что на ногах было сложно устоять. Вид с набережной на ресторан Маяк и Храм Иоанна Предтечи А вот и памятник пароходу "Гаситель" >Пожарный пароход "Гаситель" был построен на Сормовском судостроительном заводе в 1903 г., до 1926 г. носил имя "Царев", в качестве пожарного парохода прослужил на Волге до 1966 г. Участвовал в обороне Царицына в 1918-1920 гг. и в Сталинградской битве 1942 - 1943 гг. Помимо своих прямых обязанностей, обеспечивал выполнение задач командования Красной Армии по переброске войск, доставке грузов, эвакуации. Имел вооружение и обеспечивал охрану водного бассейна. Пароход-ветеран несет свою службу в качестве памятника. Памятник открыт 06.11.1977 г . Автор проекта - народный архитектор СССР В.Е.Масляев. Надпись на обелиске "Слава речникам и пожарным Волжского бассейна - героям Гражданской войны, защитникам Красного Царицына!" Ну и собственно берег Волги. Середина декабря Ну а после этого я отправился обратно в гостиницу, ибо время уже поджимало. Замерз я уже основательно, а потому сделал вынужденную остановку в кафетерии. Чашка горячего кофе и пирожки с яблоком оказались выше всяких похвал!!!! Как я понял, это сеть кофеен по всему городу, а потому для тех кто будет в Волгограде, очень рекомендую туда зайти. На этом я заканчиваю свой рассказ о пребывании в городе-герое Волгограде в декабре 2012 года. Очень хочется еще раз попасть туда. Ну а если чего-то очень хотеть, то оно непременно сбудется. |
Автор: | dayler [ 27 дек 2013 10:45 ] |
подписи, конечно, мелковаты, дарю идею: |
Автор: | Botsman [ 28 дек 2013 00:18 ] |
Спасибо за идею. Если Вам так больше нравится, в дальнейшем подписывать буду именно так |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |