Andrew_Darovat писал(а):
Что меня удивило в первый же приезд, так это отношение к тем самым трудникам: по крайней мере, я ни разу не видел, чтобы кто-либо из руководства монастыря явился в "красную" гостиницу - например, во время трапезы трудников, - и элементарно поблагодарил их за безвозмездный и без преувеличения самоотверженный вклад в дело возрождения обители. Это было бы так естественно, но этого не было. Между тем в других монастырях я наблюдал совершенно иную картину.
Этого действительно не было. Судя по всему, действующий игумен Коневского монастыря просто склонен принимать такие вещи как должное. Но женщины, трудившиеся в гостинице, например, в 2009-2012 годах, и впрямь могли восхитить своим энтузиазмом и бескорыстием – особенно те, кто работал при кухне в периоды большого наплыва паломников (учитывая и такой прозаический момент, что воспользоваться душем они могли лишь раз в неделю). Однако если уж говорить о странных фактах, то я не могу не коснуться и еще одного: по крайней мере, до недавнего времени трудниц в Коневском монастыре принимали на срок от двух и более недель, а на неделю оформлялась так называемая «поездка с послушаниями» - она стояла в списке паломнических поездок, но была по сути трудничеством, - и, представьте себе, за эту поездку трудники должны были еще и платить (если не ошибаюсь, 5200т.р.). Возможно, это актуально и сейчас.
Andrew_Darovat писал(а):
…участие Коневского монастыря в так называемых "православных выставках" несколько лет назад, где он, к моему изумлению, пытался продавать мёд, различные масла и всякого рода "притирки" алтайского происхождения. Сначала я вообще усомнился, что передо мною палатка данной обители, так как никакого мёда и иже с ним на острове никогда не производилось, а сама вывеска - "Коневецкий монастырь" - искажала подлинное название обители. В то, что палатка имеет отношение к монастырю, заставило поверить лишь характерное изображение часовни на Конь-камне. Судя по всему, этот "рыночный" проект оказался не слишком удачным (хотя бы потому, что на этих выставках всегда был перебор именно мёда, причем не от мифических, а от вполне конкретных и добросовестных производителей), и с определенного времени этой палатки я более не встречал...
Я уже упоминала, что о.Александр – бизнесмен, а посему эта странность объясняется без напряжения мозговых полушарий. А то, что пытались продавать именно мед, говорит скорее о его несостоятельности в этом качестве: ведь меда, как Вы правильно заметили, на православных выставках всегда предлагается непропорционально много, и покупатели, понятное дело, предпочитают проверенных и хорошо знакомых им продавцов (Нилова Пустынь, Сергиева Пустынь, Хозяйство батюшки Ростислава и т.д. – базируюсь в том числе и на собственных наблюдениях). Так что гораздо уместнее было бы продавать, например, ананасы.
Но если серьезно, то Коневский монастырь вполне мог бы участвовать на выставках, не выдавая чужую продукцию за свою: до недавнего времени в нем выпекался поразительно вкусный белый хлеб, качество которого, к сожалению, заметно снизилось в последние годы. Возможно, это связано с уходом из монастыря иеродиакона Гедеона, который занимался выпечкой, но точно сказать не могу: хлеб просто стал другим, и это совершенно очевидно для тех, кто наслаждался его вкусом в 2009-2010 годах. Тем не менее, даже при таких условиях коневский хлеб шел бы на выставке «на ура»: по крайней мере, несложные маркетинговые исследования сразу показали бы, что хлебом на выставке, как правило, торгуют только Нилова Пустынь и Новодевичий монастырь. Разумеется, для этого пришлось бы выпекать гораздо большие объемы, чем требуют нужды скромной братии, возить хлеб через Ладогу, а затем по Приозерскому шоссе, но это дало бы монастырю несомненную и ощутимую прибыль. Кстати, Нилова Пустынь почти каждые два дня возила свой хлеб с Селигера, чтобы люди покупали его свежим и вкусным, а это расстояние несопоставимо больше.
Andrew_Darovat писал(а):
Однако, при элементарной наблюдательности нетрудно заметить, что речь о монашеском делании в обновленной обители не идёт вовсе: говорится исключительно об удобствах приема многочисленных туристов и вообще - всякого рода гостей. Что нетрудно объяснить: создаётся объект культурного наследия, где монахам при малом их числе и отсутствии каких-либо своих производств обеспечено быть чем-то вроде манекенов для антуража. Особенно, если учесть, что специальной огороженной братской территории в этом монастыре нет.
О собственно монашеской жизни речь действительно не идет – в данной связи это достаточно забавно, но вполне объяснимо: ведь для нее, если уж говорить начистоту, не нужны ни круизные причалы, ни молодежные форумы, ни круглогодичное болтание публики на острове. По прежнему, считается, что монахи уходят от мира, но это в большинстве случаев уже пустые слова: мир катит в монастыри широким потоком, и даже если само расположение обители изначально обеспечивает необходимое уединение, то это словно не дает кому-то покоя, и расклад очень быстро меняется.