Поездка на архипелаг Кузова , тоже труднодоступна по времени в стандартных рейсах теплоходов до Сосновца.
И тут "Русь Великая " вне конкуренции.
В отличии от прохладно принятого Анзера , Кузова вызвали живейший интерес у публики. Отчасти , это объяснилось потом , не совсем точным описанием специфичности и уникальности этого удивительного путешествия.
Желающих набралось , человек сорок. Ну как автобус экскурсионный. Только у нас был не автобус , а теплоход. И характер экскурсии получился немного иной , чем на камерном Анзере.
В 9.00 утра , от причала Хета , наш корабль отправился в плавание..А "Русь Великая" , осталась дожидаться нашего возвращения у Тамариного причала.
Типичный представитель соловецкого флота. Теплоход "Савватий" (тип: Ярославец .пр. 376 .год постройки 1989...без ремонта ), не блещущий дизайном и изящностью отделки , предоставил нам , минимум необходимого комфорта на близжвйшие (+ -) два часа. Принцип организации поездки , видимо стандартный , для всех направлений на Соловках.
"Ненавязывание " услуг информационного характера и свободная рассадка. Причём , история с занятием и последующим освобождением "элитных" мест для нетерпеливых , повторилось. Белое море...однако. Особенный и далеко-о -о не всегда ласковый характер. Нам , в этом вопросе , всегда ! Помогает то обстоятельство , что круизную погоду мы возим с собой. Не однократная , .уже даже привычная история...Зкскурсоводы радуются :
- Ой ! Вы нам хорошую погоду привезли !!...
- Не очень-то обольщайтесь , мы её с собой заберём...
А вот воспользоваться бесплатным транспортом , при такой погоде , очень активно пытались "местные жители"...
Приплывал "полюбопытствовать и наш "знакомый" тюлень. Но кадр с его физиономией получился таким мелким , Что нет смысла его и выкладывать.
Вот так , в созерцании и ....предвкушении , мы подошли к островам. Тут уж на палубу высыпали все. Уж больно необычны и удивительны своим видом эти острова.
Архипелаг Кузова — группа островов в Белом море, расположенная к востоку от Кеми, насчитывает 16 островов, два из которых наиболее крупные. Это Русский Кузов и Немецкий Кузов. Когда шведы пришли грабить Кемь...
- Что же это — я тут… А там у меня шведы Кемь взяли?!Их нападение отбил русский отряд и так получилось, что в какую-то из ночей шведы стояли на одном острове архипелага, а русские на другом. С тех пор эти острова называются Русским Кузовом и Немецким. В данном случае слово "немец" , возможно , происходит от "немой", то есть не говорящий по-русски.
Добавлено спустя 53 секунды:"Савватий" , по широкому проливу , мимо живописнейших островов , приближается к громаде Немецкого Кузова...
Всё очень необычно. Требующее аккуратности "десантирование". Конечно , экипаж страховал каждого.
Но , всё-равно , достаточно экстремально. Крутая , каменная твердь под ногами. Огромная скала перед глазами. И что ? Как будем "залезать" на неё ?
И вот тут , наш славный "десант", попадает под прямое командование гида.
Он отличный профессионал , ясно было с самой первой минуты знакомства. Это уже дома я узнал поподробнее...Легендарный и известнейший человек на Соловках. А теперь уже и не только.
Олег Кондола - организация "Независимые гиды" (не в первый раз я слышу про них. И только хорошее)."
Лауреат национальной издательской премии, автор многих книг по истории Соловков и Северо-западных регионов России. Работает на Соловках 15 лет. Начитан, логичен, доходчив. Целью любой его экскурсии является простая задача: показать Соловки с разных сторон и объяснить их роль в истории России. "
Нет смысла пересказывать содержание экскурсии. ( В конце-концов , это его хлеб) Это надо увидеть и услышать именно там , на острове. Скажу только , ничего из "православной" тематики" , вы не услышите.
Странным образом , но влияние монастыря здесь ограничивается...названием нашего теплохода . И единственным крестом , служащий более ориентиром на тропе . Да и выглядит он , как-то...по-"партизански".
Я всем желаю , чтобы у вас состоялась когда-нибудь экскурсия с таким интересным , знающим гидом.
-"Забираться" будем не здесь. Организованно , друг за другом...и не отставая , следуем к месту сбора и инструктажа.Везде , про Кузова написано , что они необитаемы. На них нет жилья ! А так , они очень даже обитаемы. Это просто рай для туристов , выбравших такое место для своего отдыха. На карте отмечена (коричневым) -Территории , разрешённые к месту стоянок". Палатки , биваки...ну всё как на небольших организованных турбазах. Только нам некогда это было всё разглядывать. Да и зачем ? Там своя жизнь.
Инструктаж очень недолгий. По существу. Как идти по тропе. Как себя вести. Ну , вообщем обычное дело.
Предупредили , что купаться в проливах , крайне опасно. Приливно-отливные течения очень сильны.
Но у нас , вроде ,никто и не собирался купаться
И я давно заметил , что у гидов , проводящих экскурсии на природе , есть одна профессиональная уловка.
Они , при рассказе о животном мире посещаемого вами места , обязательно упомянут , что тут , когда-то...как-то...видели медведя. Срабатывает безотказно ! Потому что , в любой группе , всегда найдутся дамы , "садоводки-любительницы" и мужчины "следопыты-скауты" , которым обязательно надо везде сунуть свой любознательный нос. Но отдельно от всех.
Владимиру Николаевичу удалось поймать момент , когда Олег показывал , как надо поступить при встрече с бурым хищником.
Добавлено спустя 1 минуту:Те , кто перед круизом , хоть немного готовится к такого типа экскурсиям , наверняка знакомы с такой информацией об поездке на Кузова:
Продолжительность: 7 часов
Протяжённость подъёма на скалу: 30 минут
Протяжённость пешеходного маршрута: 4 километра
Обязательно: репеллент, дождевик, тёплая куртка на морской переход, ветровка, кроссовки или туристические ботинки, фотоаппарат
Противопоказания: морская болезнь, боязнь высоты (акрофобия), гипертония, заболевания сердца, заболевания коленных суставовНо это всё слова и сухие цифры....
Честно признаюсь , что хоть я....и был с фотоаппаратом , но маршрут оказался совершенно неожиданным...
Прочитать "подъём на скалу 30 минут" , очень просто и быстро. А вот в реальности ! Но как бы там не было , а мы за этим и приехали....А значит , вперёд к вершине !
Да ! И не в ком случае , не берите с собой ничего лишнего. Тот же сухой паёк (выданный на теплоходе) лучше оставить на судне. Всё-равно некогда. (Ну если вы , конечно не заядлый любитель "по-форшмачить" на ходу.) Вода и сигареты , кому это требуется.
Так что же такое подъём на Немецкий Кузов ?
Вот представьте себе .
Вышли вы из поезда в метро. Подходите к эскалаторам. А они не работают !! К примеру ст."Ладожская" (хорошее название для речного туриста).
Глубина заложения станции 61 метр. А высота высшей точки острова над уровнем моря 126 метров !(где указано 128 метров). Это два наклона (+-) ещё пара этажей.
Конечно , это очень прямолинейно. Угол наклона склона всё время разный. Где-то по-положе , где по-круче.
(у эскалатора постоянный наклон 30 градусов). И потом , природа...простор ...синее небо. Свежий воздух...
И самое главное , если вы вдруг (тьфу-тьфу) вынуждены будете подниматься по неработающему эскалатору , то подумаете - "Фу -у ! Выбрался "...
А поднявшись тут , восхититесь собой - "У меня получилось !!! Несмотря на все перечисленные ранее противопоказания.
На верх идти понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно и очень далеко.
Не очень-то приятно и оочень далекооо…..
Па-па-ра-ба-бам!... Па-па-ра-ба-бам !!
Группа сильно растянулась. Все шли в меру своих возможностей. Собираясь вместе на "перекур". Олег , в это время рассказывал разные интересности. Он , как-то сразу выделил Владимира Серафимыча , назначив его "ответственным замыкающим".
И не только из-за жёлтой заметной куртки. Просто он точно , намётанным взглядом определил. Что лучшего проводника на Соловках в нашем клубе просто нет !
Добавлено спустя 2 минуты:Да и мы все , тоже молодцы ! А вершина между тем , совсем рядом. И всё больше захватывает открывающийся простор....
Такой простор , с такой высоты острова и море могут видеть только чайки...и МЫ !!
Добавлено спустя 1 минуту:Но не только своими прекрасными видами знамениты Кузова. Здесь сохранилось довольно большое количество священных камней - сейдов и других культовых валунных сооружений.
Вообще-то , их назначение и как они появились является предметом непрекращающего спора учёных и энтузиастов.
Официальна версия гласит ,
что Сейд – по понятиям аборигенов Карелии саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый дух. По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды и другие идолы помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Кроме того, сейды связывают с потусторонним миром: саамы верили, что через сейды можно общаться с душами умерших. Особо сильными считались те камни, куда вселялся дух шамана...Но наш гид , перечислив всё версии существующие на сегодняшний день , предложил интересную гипотезу. Она предполагает , что эти сооружения имели ....статусное значение у древних людей.
И воздвигнуты они · из-за потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям.
Вот только как эти камни появились на вершине горы ? Да ещё в таких интересных положениях ?
Конечно , все кинулись их фотографировать.
На что Олег нам сказал. Что делаем мы это совершенно неправильно ! Не понимая главной сути этого объекта !
Ну и как же тогда правильно ?!...
А правильно надо вот так ! Используя совершенно другую точку обзора.
И тогда стало понятно , почему сейды имеют ещё и название - "летающие камни".
Сейды на Кузовах практически все подобные: большой камень на маленьких "ножках"
На Немецком Кузове их около трёхсот пятидесяти... Впрочем, таких крупных не много.
Лично мне , такая версия очень нравится. И даже не столько волнует вопрос , как многотонные глыбы транспортировались и "кантовались". В наше время , тоже хватает "оригиналов" , участвующих во
всевозможных шоу по поднятию экстремальных тяжестей. Силачи таскают холодильники, держат на головах автомобили, поднимают грузы бородами, ушами, зубами и языком. Кидают громадные брёвна и жернова...а кто дальше ! Ну ...и т.п.
Да и вполне современный (по сравнению с сейдами) геодезический знак - рэпер , на бетонном монолите , не святым духом попал на гору...
Тут интересен дизайн и лаконичность самовыражения личности , воздвигнувший такое сооружение.
Чем больше...квадратней...выше всех поставленный камень. Тем выше статус его создателя. Или создателей..?..
А это уже можно отнести к зарождению понятия - "товарный знак". У "артелей" охотников , воинов...добытчиков.
( вспомните башню-небоскрёб "Газпрома" в Лахте)
Тогда , логично предположить , что и появление знаменитых и загадочных лабиринтов на островах , связано со статусом. Только...женским ! А что ? Там и камни по-мельче. И фантазии , гораздо больше .
Этакое "девичье рукоделие"...перед замужеством "...Нет ?
Всё это увидеть воочию безумно интересно. Но , даже такая продолжительная экскурсия , имеет свой лимит времени. И нам пора спускаться "с соловецкого олимпа".
Добавлено спустя 1 минуту:Спуск прошёл ощутимо быстрее. Не менее экстремально. Но вниз , всё же попроще идти. Тут самое главное аккуратность и собранность и неторопливость. Земное притяжение продолжает действовать , даже на покорителей "олимпа".
Мы почти у подножия горы. Счастливый взгляд на вершину. Мы там были ! Но странное дело. Нет давящей усталости. . И понимаешь , что место особенное. Мало того , что красивое. Там как-то по-особенному дышится. Энергетически сильное место....Уникальное.
Да , мы сделали это. А там , на горе уже другие счастливцы . Как и мы полчаса назад , получают заряд энергии. Что ? плохо видно ? Ничего , вот по-крупнее тот же снимок...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На теплоходе мы перекусили. (естественно , что Владимир на забыл свою волшебную флягу)
А потом любовались морем и соловецкими миражами.
фото bosman
А ещё , в ту субботу , у дома культуры проводилась "Соловецкая ярмарка" . Конечно , мы ненадолго заскочили туда. Не знаю , как часто она проводится , но похоже нам и тут повезло.
Речному туристу без сувениров никак нельзя. Фотографии само-собой , но и осязаемое , вещественное напоминание о сказочных круизных деньках незаменимо.
Всем Удачных Круизов ! Интересных Маршрутов ! Ярких , Запоминающихся Впечатлений !!!