Двигаясь далее вверх по Волге, пройдя Волжскую ГЭС имени Ленина, мы оказываемся у правого берега реки, на котором расположен областной центр Ульяновск. По сравнению с другими городами, Ульяновск находится достаточно далеко от Волги.
Только эта новостройка видна с берега Волги, остальной город скрыт за поросшей деревьями горой (120 м), называемой Венец.
Общественный транспорт (кроме такси) от речного вокзала в город не ходит, пешком идти – только горными тропами.
Мы выбрали бесплатную экскурсию «Очарование старого Симбирска», сразу отмечу, что экскурсия нам понравилась, наверное, это была лучшая бесплатная экскурсия за весь круиз.
Благодаря бережному отношению к памяти Владимира Ильича Ленина в годы Советской власти сохранился не только дом, где жила семья Ульяновых, но и целый квартал старой застройки, где размещены многие музеи: Музей фотографии, Музей городского быта, Музей пожарной охраны и много чего еще. Основной ориентир – улица Ленина, улица Энгельса, улица 12 Сентября (вот уж не знаю, что это за знаменательная дата). Практически все экскурсионные автобусы приезжают в этот квартал, а далее вы можете или ходить с экскурсией, или отправиться в свободное путешествие (по мне – лучше второе).
Мы, конечно, первым делом пошли в музей фотографии. При входе в музей нас встречает фотограф
и экскурсовод
Музей «Симбирская фотография» включает в себя фотографический салон, который представляет собой помещение площадью около 200 кв. м. и высотой около 5 метров. Сторона салона, выходящая на север, полностью застелена, также застеклена прилегающая половина потолка (крыши). На окнах висят занавески. Такое устройство салона позволяет использовать для съемок естественное освещение без прямых солнечных лучей.
Посмотрите, какие прекрасные портреты получаются в этом салоне. Как ровно освещено лицо, какие естественные цвета!
Это – туристы нашего теплохода, переодевшиеся в старинные костюмы.
Старинный аппарат, которым велись съемки:
Стол фотолюбителя
Довоенный немецкий фотоаппарат Экзакта:
Exakta (на экспорт – Exaсta) - семейство немецких фотоаппаратов.
Ihagee Kamerawerk – название фирмы.
Основатель фирмы Иоган Стинберген.
Более позднее название фирмы Ihagee Kamerawerk, Steenbergen & Co., Дрезден
На снимке – первая зеркальная однообъективная камера под пленку 35 мм (кинопленку) с цейсовским объективом. В камере используется шахтный видоискатель с линзой (пентапризму еще не изобрели), впервые используется курок для взвода затвора и перемотки пленки, сделанный почему-то под левую руку. Также имеется нож для резки пленки, позволяющий в любой момент вынуть кусок отснятой пленки, сохранив неэкспонированный остаток.
Также выпускались камеры для широкой пленки.
Фирма процветала до начала Второй мировой войны, позже нацисты пытались отнять фирму у Иогана Стинбергена, шантажируя его женой-еврейкой. После войны Йоган не вернулся в Дрезден, но на базе его предприятия в ГДР был организован завод по производству фотоаппаратов, а рядом был оптический завод Карл Цейс Йена.
Было очень интересно увидеть такой экземпляр в музее «Симбирская фотография».
Погуляли немного по мемориальному кварталу, затем сели в автобусы и подъехали к улице Гончарова и прогулялись к бульвару «Новый Венец». Прошли мимо памятников Гончарову:
и Карлу Марксу:
Проходя по улице, увидели написанные белой краской на асфальте иероглифы. «Неужели китайские туристы и здесь уже отметились?» - подумал я.
Но оказалось, что это – японские иероглифы, они остались от какого-то проводившегося здесь фестиваля.
Вот какая симпатичная елочка:
Далее мы подошли к зданию Симбирской классической гимназии. Оно такое огромное, что, простите меня, я ограничился вот таким фото:
Почему классическая? Оказывается, в классической (в отличие от реальной) изучались мертвые языки (латынь, древнегреческий). Надо сказать, что и в старые времена у власти был всегда какой-то зуд в плане внесения изменений в систему образования. Правда, до ЕГЭ не додумались, но постоянно все перетряхивали. Так, в ХХ веке реальная гимназия превратилась в реальное училище, а в классической - почти перестали изучать естественные науки. Что делается в современных гимназиях, я судить не берусь, может быть, наши форумчане-педагоги расскажут.
На здании гимназии висит вот такой плакат:
Как известно, эту гимназию окончил (с золотой медалью) Владимир Ульянов. Директором гимназии был Федор Михайлович Керенский (отец небезызвестного Александра Федоровича Керенского, главы Временного правительства в 1917 году). Федор Михайлович помимо директорства еще преподавал словесность и логику. У Владимира Ульянова были отличные оценки по всем предметам, за исключением логики. Как рассказывают историки, у Владимира Ульянова был средний балл по логике 4.5, а Федор Михайлович округлил его до 4. Это, однако, не помешало Ленину получить золотую медаль. Владимир Ульянов никогда не учился в гимназии вместе с Александром Керенским, он был старше на 11 лет (при семилетнем обучении в гимназии).
Что же, закончилась наша небольшая экскурсия по Ульяновску, возвращаемся на автобусе в речной порт. На теплоход и вперед, в путь.
После отхода теплохода проходим мост
Это Императорский Его величества Николая II мост, построенный в 1913-1916 годах. Вначале это был чисто железнодорожный мост на один путь, затем, в 1958 году была пристроена автомобильная дорога на 2 полосы.
Для речных туристов особое внимание вызывает авария т/х «Александр Суворов», происшедшая 5 июня 1983 года. Я попробую пересказать мнение о причинах катастрофы Л.В. Багрова, на тот момент министра Речного флота РСФСР.
Теплоход пошел в шестой пролет вместо третьего (на фото т/х «Александр Бенуа» проходит мост через четвертый пролет). Высота теплохода – 13.3 м, высота третьего пролета – 13.8 м, высота шестого пролета – 12.1 м.
Удар теплохода о мост произошел в 21час 40 минут – были полные сумерки. Время зажигания сигнальных огней на мосту, позволявших определить место судоходного пролета, было установлено Ульяновским горисполкомом в 22 часа 03 минуты, то есть, в то же время, когда включалось уличное освещение. Включить огни раньше – значит не экономить электроэнергию, и экономика никогда не будет экономной.
По мнению министра, при наблюдении моста из штурманской рубки теплохода из-за сумерек первые три пролета могли сливаться с водой, и отсчет начался с четвертого пролета.
Также, следует заметить, что после заполнения Куйбышевского моря, уровень воды поднялся и габарит моста уменьшился.
Вот и все, что я хотел рассказать вам о городе Ульяновск. Остается добавить, что информацию об аварии т/х Суворов я почерпнул из книги Л.В. Багрова «Река - мое призвание», М. ОАО «ГИПРОРЕЧТРАНС», 2016. Книгу я купил в сувенирном киоске теплохода «Михаил Булгаков».
Продолжение следует.