Бродя по бескрайним просторам интернета нашёл интересную статью.1. Исследование ситуации по портам на реке Нарва
1.1. Общая информация
1.1.1. Информация о проекте
Проект SuPortNet II North-West RUS (2002-2004) направлен на изучение потенциальных яхтенных портов в регионе Балтийского моря и на развитие международного морского туризма в восточной части Финского залива - в российских приграничных водах Ленинградской области, на северо-востоке Эстонии и в регионе Кюменлааксо Финляндии.
Лидером проекта является Администрация МО "Кингисеппcкий район", а партнерами по проекту являются МО "Сланцевский район", Правительство Ленинградской области (Россия), МО "Город Ивангород", Муниципалитеты Нарвы и Нарва-Йыэсуу (Эстония) и партнер из Кюменлааксо (Финляндия).
Цель проекта - развитие морского туризма, разработка технико-экономического обоснования строительства яхтенных портов на реке Нарва и российских островах Финского залива, международный маркетинг и построение связей российских и эстонских портов с сетью портов Европейского Союза.
Цель проекта - развитие морского туризма, разработка технико-экономического обоснования строительства яхтенных портов на реке Нарва и российских островах Финского залива, международный маркетинг и построение связей российских и эстонских портов с сетью портов Европейского Союза.
1.1.2. Исторические и политические особенности региона Принаровья
Исторически на развитие региона повлияло пограничное положение территорий вдоль реки Нарва. Территории были спорными и неоднократно переходили от одного государства к другому. Как результат - неоднородный национальный состав населения, наличие различных культурных традиций. Нахождение городов Принаровья на пересечении основных торговых путей делало их чрезвычайно привлекательными, и приграничная торговля имеет здесь глубокие традиции. При этом все города имеют исторически обусловленный опыт совместного существования.
Город Нарва возник в конце XIII - начале XIV века на пересечении торговых путей, идущих через территорию Эстонии в Россию - Новгород и Псков. Особенно большое значение город приобретал во времена возникновения конфликтов между Ганзой и русскими городами: Нарва при этом становилась особой экономической зоной, где русско-ганзейская торговля продолжалась вопреки официальному запрету.
Три века спустя на правом высоком берегу реки Наровы прямо напротив Нарвского замка для защиты своих земель русские ставят Ивангородскую крепость. Постепенно население крепости стало селиться и за её пределами - так возник город Ивангород.
С тех пор два города - Ивангород и Нарва стоят напротив друг друга, их разделяет только река.
Распад бывшего СССР тяжело отразился на отношениях соседей - восточных регионах Эстонии и Ленинградской области. Это поставило Нарву и Ивангород в трудное экономическое положение. Оба города, которые разделяла только река, существовали практически как единый организм. Между городами прошла межгосударственная граница, которая внесла свои коррективы в жизнь целого региона.
Установление границы сказалось и на развитие туризма в регионе. До 1991 года посещение Ивангородской крепости входило в объект показа всем туристическим группам, приезжавшим в Нарву. Туристические группы и отдельные туристы, приезжавшие в Ивангород, переехав через мост Дружбы, посещали эстонскую Нарву и все её уникальные исторические памятники. Граница закрыла взаимное посещение этих уникальных туристических объектов, находящихся по обе стороны реки.
1.1.2.1.Особенности приграничного региона в течении реки Нарва
Государственная граница Российской Федерации с Эстонской Республикой, проходящая по реке Нарва между Нарвой и Ивангородом, на сегодняшний день не имеет официального статуса границы, соответствующий договор между государствами не подписан. С этим сопряжены многие трудности. Восточная граница Эстонии с Россией на 81% проходит по водоемам (с учетом морской границы). Если оставить в стороне морскую часть границы, то доля водоемов в материковой части границы составит 75%. В первую очередь, трансграничными водоемами являются, конечно, река Нарва и Чудско-Псковское озеро. Граница проходит по всему протяжению реки Нарва и Нарвскому водохранилищу (75,5 км или 22,7% от общей длины материковой границы с Россией), по Чудско-Псковскому озеру 126,2 км (37,9% границы).
Кроме этого, 31 км границы проходит по реке Пиузы и ее притокам, остальные трансграничные реки небольшие.
До 1991 года города Нарва и Ивангород находились в тесной экономической интеграции и существовали как единый организм, имея общую систему коммуникаций, проводя совместную работу в области культурного и социального взаимодействия. Основные объекты инженерной инфраструктуры, расположенные в Нарве, обслуживали оба города. После распада СССР ситуация изменилась, и хозяйственные связи были утеряны.
В настоящее время местные самоуправления обязаны заниматься наведением мостов с соседями.
1.1.2.2. Состояние приграничного сотрудничества между органами самоуправлений вдоль реки Нарва
Приоритетами регионального развития партнеров, привлекательными с точки зрения приграничного сотрудничества, определены следующие сферы: туризм, транзит, промышленное производство и обслуживание.
Контакты между муниципальными образованиями Ленинградской области - Сланцевского и Кингисеппского районов и г.Ивангорода с самоуправлениями приграничных городов Северо-Востока Эстонии - Нарвы, Силламяэ, Кохтла-Ярве, Йыхви нельзя назвать регулярными. Работа активизируется в период реализации международных проектов в рамках программы PHARE и TACIS. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 года №196-р утверждена концепция приграничного сотрудничества, в рамках которой и работают российские органы местного самоуправления. Эстонское законодательство не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по приграничному сотрудничеству.
В силу своего географического положения города Ивангород и Кингисепп являются городами - партнерами городов Нарвы и Йыхви.
В 2000 между г. Нарвой и Ивангородом был подписан договор о сотрудничестве, и была создана среднесрочная Программа приграничного сотрудничества, но она стала очередным формальным документом, так как на практике она не реализуется.
1.1.2.3. Совместные международные проекты
Проект "Estrufin"( декабрь 1998 г. - март 2000 г.)
Цель проекта - сблизить местные власти и предпринимателей из Эстонии, России и Финляндии для работы над общими проблемами местного экономического развития, стимулирования развития приграничного сотрудничества на уровне местных властей и МСП. В проекте участвовали местные самоуправления городов Нарва (Эстония), Ивангород и Выборг (Россия), Лаппеенранта (Финляндия).
Проект "Tung" (март 1999 г. - апрель 2000 г.)
Цель проекта - развитие конструктивного сотрудничества между профсоюзными организациями Нарвы и Ивангорода.
Проект - "BWC INFOTOUR RUS" (2002-2004), лидер проекта - администрация г.Ивангорода. Партнерами Ивангорода в данном проекте выступают г. Нарва (Эстония), г. Кальмар (Швеция), г. Калининград (Россия).
Цель проекта - развитие туризма, создание муниципального фонда "Ивангородский центр устойчивого развития", в рамках которого будет действовать Ивангородский туристический инфопункт, разработка технико-экономического обоснования строительства международного рекреационно-гостиничного комплекса "Наровия".
1.1.2.4. Особенности законодательства и ограничения по развитию туризма в приграничной зоне
Администрации всех приграничных городов действуют на основании государственных законов, регулирующих деятельность местных самоуправлений. По сравнению с другими городами своих стран они не имеют каких-либо преимуществ или особых полномочий, делегированных центральной властью для решения вопросов приграничной кооперации. Все вопросы, касающиеся взаимоотношений приграничных регионов, регламентируются пограничным и таможенным законодательством стран и нормами международного права, а также соглашениями, достигнутыми на межгосударственном уровне. В России отдельные вопросы сотрудничества приграничных территорий переданы на региональный уровень и находятся в компетенции Правительства Ленинградской области, где имеется должность председателя комитета по внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству.
Согласно постановлению Губернатора Ленинградской области от 13 августа 1999 года № 261-пг "О пограничной зоне и пограничном режиме на территории Ленинградской области" муниципальное образование "Город Ивангород" целиком входит в "пятикилометровую пограничную зону, непосредственно прилегающую к Государственной границе". По пункту 17 Правил пограничного режима на территории области, утвержденных вышеуказанным постановлением, "лицам, не являющимся жителями пограничной зоны и следующим за границу или прибывающим из заграницы на автотранспорте, разрешено пересекать пограничную зону по документу, дающему право на пересечение государственной границы, и следовать в автотранспорте только по международным трассам; запрещено делать остановки в не установленных местах и покидать транспортные средства, за исключением случаев аварийной остановки", а по пункту 22 Правил лица, допустившие нарушение данных Правил, могут быть привлечены к административной ответственности.
Таким образом, большой поток транзитных туристов, следующих через Ивангород и другие жилые пункты в пограничной зоне и желающих ознакомиться с городом в ожидании прохождения таможни, формально не может быть обслужен.
По Правилам пограничного режима на территории Ленинградской области, часть II пункт 1: " Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организации, учреждений и общественных объединений". Данный документ также регулирует режим пребывания на реке Нарва.
Это означает, что перед поездкой в пограничную зону необходимо связаться с органами ФПС РФ, приграничными, городскими или с администрацией города, которые совместно с пограничниками оказывают услуги по оформлению документов для въезда в погранзону, и заказать пропуск. Безусловно, такие сложности не способствуют развитию любого туризма, в том числе водного. Со стороны Эстонии такой жесткой регламентации практически нет, но конечно, пограничниками также регулируется порядок выхода на реку, проведение рыбалки и охоты в приграничной зоне.
Основным законом, регулирующим туристическую деятельность в Эстонии, является "Закон о туристической деятельности", принятый 15 ноября 2000года, вступил в действие с 1 марта 2001. Закон не содержит никаких ограничений по развитию туризма в приграничной зоне. Однако контактов между существующими туристическими организациями Нарвы и Ивангорода в настоящее время нет.
Наличие в Нарве Консульства Российской Федерации играет положительную роль в решении некоторых вопросов, касающихся пересечения границы.
1.1.2.5. Проблемы, связанные с границей на реке Нарва
Одним из главных ограничений для доступа в так называемую "пограничную полосу" для российских граждан является необходимость выписки пропуска. По сути, это формальность, поскольку такой пропуск выписывается на основании общегражданского паспорта и заявления гражданина о желании отдохнуть на берегу реки Нарвы или Чудского озера. Но для иногородних посетителей-россиян из населенных пунктов, не расположенных в пограничной полосе, в принципе, создаются определенные проблемы, связанные с необходимостью посетить комендатуру, написать заявление, а затем до 10 дней ожидать решения. Например, у многих жителей города Сланцы дачи расположены на берегу Чудского озера. Но, тем не менее, каждому ежегодно приходится проходить через процедуру оформления "визы" для посещения собственной дачи. Постановление местных властей "О Режиме пограничной полосы" также требует, чтобы в каждый населенный пункт выписывался отдельный пропуск.
Одна из главных проблем водного туризма, существующих в настоящее время, - это проблема выхода маломерных судов на реку Нарва. Государственная граница между Россией и Эстонией, сформированная на основании административной границы, проходившей между республиками Советского Союза, пересекла исток реки Нарвы, который стал эстонской территорией. В начальный период (1991-1995 гг) эстонские власти не возражали против прохода российских маломерных судов через эстонскую территорию в истоке реки Нарвы. Выставлялись только два условия: наличие государственного флага на борту судна и безостановочный проход из российской зоны в российскую зону.
Затем с выходом частных маломерных судов возникли проблемы, существующие и в настоящее время. Несмотря на заявления российских пограничных властей о том, что проход через этот участок возможен при передаче пограничным властям судовой роли и уведомлении пограничных нарядов о проходе в Чудское озеро и обратно, фактически такой практики не известно.
В реальности оповестить российских и эстонских пограничников о проходе катера из реки Нарвы в Чудское озеро тоже является проблемой, ибо пограничная застава на Чудском озере находится в деревне Козлов Берег, пограничная застава на реке Нарва находится в деревне Кукин берег, и до обеих застав следует добираться по автодороге более 10 км.
В низовьях реки разрешение на выход на реку можно также получить у пограничников в Ивангороде. Однако для входа в российскую часть реки иностранные яхты должны сначала получить разрешение в Высоцке или Санкт-Петербурге. В связи с этим перспектива развития о.Гогланд и оформления там документов дает зеленый свет развитию морского туризма и на реке Нарва. Со стороны Эстонии пограничный пункт находится непосредственно в устье реки в г.Нарва-Йыэсуу, что способствует развитию международного морского туризма вдоль эстонского берега. Известно, что уже несколько лет назад на уровне межгосударственных отношений были подготовлены и согласованы договор и другие документы о прохождении государственной границы между Россией и Эстонией, в частности и в истоке реки Нарва, и у деревни Мехикоорма. При этом государственная граница отодвигалась от российской стороны, а эстонской стороне передавались эквивалентные участки Чудского озера. Но по политическим соображениям эти документы до сих пор не подписаны.
Вполне возможно, что режим так называемой "пограничной полосы" будет еще более ужесточен в связи со вступлением Эстонии в НАТО, хотя попоследним данным МО "Город Ивангород" вопрос отмены пропусков для въезда в погранзону на территории города практически решен.
Вместе с тем, администрация МО "Город Ивангород" проводит работу по открытию города для морских туристов со стороны реки. Так был проведен ряд совещаний с участием представителей правительства ЛО, пограничных и таможенных служб, касающихся вопросов организации и строительства нового таможенного комплекса, а также пассажирского причала на реке Нарва. В частности, на них было рекомендовано Комитету по внешнеэкономическим и международным связям Правительства ЛО организовать работу с эстонской строной по совместному использованию акватории пограничной реки Нарва, а МО "Город Ивангород" определить источники финансирования проекта судоходного пассажирского сообщения Ивангород-Нарва-Котка, обеспечить разработку технического проекта, согласование, строительство пункта пропуска речного терминала.
1.2. Социально-экономическая характеристика самоуправлений Принаровья
Ленинградская область России является приграничной областью, на северо-западе граничащей с Финляндией, а на западе с Эстонской Республикой. Площадь ее территории составляет 85 000 кв.км, численность населения - 1 679 000 человек. На территории области расположено 29 городов, 38 рабочих поселков и 3167 поселений сельского типа.
Плотность населения 19,5 человек на кв. км.
На западе Ленинградская область примыкает к Финскому заливу Балтийского моря. У западных границ области его ширина достигает 130 км, а в так называемой Невской губе составляет всего 12-15 км.
Почти вся территория Ленинградской области относится к бассейну Балтийского моря. Исключение составляют крайняя восточная часть области, лежащая к юго-востоку от водораздельной Вепсовской возвышенности; она относится к Волжскому бассейну. Среди многочисленных рек, впадающих в Финский залив на южном побережье, наиболее значительные - Луга с притоком Оредеж и Нарва с притоком Плюсса.
1.2.1. МО "Кингисеппский район"
Кингисеппский район был основан в 1927 году. Район находится на юго-западе Ленинградской области, его территория составляет 2871,9 кв. км, население района 74,3 тыс. человек.
Административный центр района - город Кингисепп с населением 52,1 тыс. человек. Город стоит на реке Луге на расстоянии 138 километров от Санкт-Петербурга. Луга в верхнем течении рукавом Россонь соединяется с рекой Нарвой напротив эстонского города Нарва-Йыэсуу.
Муниципальное образование включает в себя территории г. Кингисеппа и 9 административных округов со 193 сельскими населенными пунктами.
Географическое положение района уникально: он имеет морскую и сухопутную границу со странами ближнего и дальнего зарубежья, являясь одним из "окон в Европу". Через Неву, Ладожское озеро, Волхов проходил великий водный путь "из варяг в греки" - из Балтийского моря в Черное.
Почти половина протяженности границы района - пограничная зона, ее десятая часть граничит с Эстонией, а остальные - выход к Балтийскому морю, странам Скандинавии и Европы.
Район пересекают несколько железнодорожных и автомобильных магистралей, в том числе связывающие Санкт-Петербург со столицей Эстонии Таллинном.
Район имеет промышленную ориентацию, базируется на собственных природных ресурсах и обладает, в целом, высоким экономическим потенциалом. В районе развиты легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, химическая и перерабатывающая промышленность. Перспективы развития района связаны со строительством портовых сооружений, развитием припортовой зоны.
Важнейшим преимуществом района являются инвестиционные возможности во всех сферах экономики.
1.2.2. МО "Сланцевский район"
Основан район в 1949 году, его площадь составляет 219,1 тысячи гектаров. Численность постоянного населения района составляет 50 тыс.человек, из них 22% проживает в сельской местности.
Муниципальное образование "Сланцевский район" расположено на юго-западе Ленинградской области в междуречье рек Нарва и Луга. Примыкает к двум крупным водоемам: к Нарвскому водохранилищу и Чудскому озеру. С севера и востока район граничит с Кигисеппским районом, а с запада по реке Нарва проходит государственная граница с Эстонской Республикой.
Главное богатство района - горючие сланцы, запасы которого оцениваются примерно в 5-7 млрд тонн. Промышленный комплекс города представлен 9 крупными и средними предприятиями, которые и определяют экономический потенциал района. Ведущие отрасли промышленности: нефтехимическая и топливная. В последние годы на территории района успешно развиваются предприятия малого бизнеса.
Административно-территориальное устройство района включает в себя г. Сланцы с численностью 38,6 тыс. человек и 7 волостей, на территории которых расположено 156 населенных пунктов. Расстояние до Санкт-Петербурга - 192 километра.
Город Сланцы - промышленный город, расположен на берегу реки Плюсса. Основная промышленность города - топливная, представленная АО "Сланцы" и АО "Ленинградсланец". Кроме этого действуют предприятия химической и машиностроительной отраслей, развивается производство строительных материалов, пищевая и перерабатывающая отрасли. В 20 километрах от города протекает река Нарва, а в 35 километрах от города находится берег Чудского озера. Город имеет хорошее автобусное и железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом и Гдовом.
1.2.3. МО "Город Ивангород"
Город Ивангород был основан в 1492 году на правом берегу реки Нарвы, на "Девичьей горе", прямо напротив Нарвского замка.
Муниципальное образование "Город Ивангород" - самое западное муниципальное образование Ленинградской области - занимает территорию 48,9 кв.км, на которой проживают 11,2 тыс. человек. Город Ивангород расположен в 150 км от Санкт-Петербурга на федеральной автомобильной дороге Е20 - Санкт-Петербург (Россия) - Таллинн (Эстония). Расстояние до Таллинна 230км, до берега Финского залива 16 км.
Здесь развита легкая и пищевая промышленность, торговля и транзит.
В городе имеются авто- и железнодорожный вокзалы. Оживленная международная магистраль, развитая система транспортного сообщения позволяет легко добраться как до Санкт-Петербурга и городов Ленинградской и Псковской области, так и до крупных городов Эстонии.
1.2.4. Муниципалитет Нарвы
Впервые Нарва (старые названия: Ругодив, Нерев) упоминается в 1171 г в Новгородской летописи. Статус города Нарва получила в 1345 году. Нарва, третий в Эстонии по величине город, находится на северо-востоке республики, в Ида-Вирумаа (Восточно-Вируском уезде) и имеет статус самого восточного города страны. Город Нарва расположен на левом берегу реки Нарва, в 14 км от ее впадения в Финский залив. Город Нарва практически с трех сторон окружен водой.
Умеренный климат и пресные воды Нарвского водохранилища (находится к югу от города) и реки Нарва с расположенными на ее берегах историческими памятниками благоприятствуют развитию туризма в регионе.
Нарвское водохранилище имеет выход в Чудское озеро, а река Нарва от Финского залива до моста, расположенного в черте города является судоходной.
Уникальным явлением природы являются и Нарвские водопады, находящиеся в черте Нарвы и Ивангорода. Но со строительством Нарвской ГЭС и Нарвского водохранилища водопады работают только тогда, когда часть воды пускают по старому руслу.
Административная площадь территории Нарвы - 85 квадратных километров. Город занимает 2,5% площади уезда Ида-Вирумаа, в котором он находится. В Нарве проживает 72 000 человек (2002 год), но этот показатель постоянно падает. 94% - русскоязычное население. 37,8% населения всего Ида-Вирумаа. Плотность населения - 870,6 человека на квадратный километр. Административная территория Нарвы делится на 15 районов.
Территория города протянулась вдоль реки на 5 километров.
Промышленные предприятия города - старейшее текстильное предприятие республики "Кренгольмская мануфактура", уникальные тепловые электростанции Эстонская и Балтийская, работающие на сланце.
Экономическую основу Нарвы сегодня составляют текстильная промышленность и энергетика. Традиционными для Нарвы являются также швейное производство, металло- и деревообработка, производство мебели, стройматериалов, кож, промышленного оборудования.
Наряду с крупной промышленностью действуют и предприятия малого и среднего бизнеса, среди которых наибольшее развитие получили торговые и обрабатывающие, а также предприятия сферы обслуживания. Общее количество зарегистрированных в Нарве предприятий - более двух тысяч.
Нарва имеет свой порт, предназначенный для приема туристов, а также для занятий местных спортсменов-гребцов.
1.2.5. Муниципалитет Нарва-Йыэсуу
Нарва-Йыэсуу (старое название Гунгербург) в переводе с эстонского языка означает "устье Нарвы", то есть Усть-Нарва.
Муниципалитет Нарва-Йыэсуу свою историю ведет с 1993 года, когда после восстановления независимости Эстонии курортный поселок Нарва-Йыэсуу получил статус самостоятельного города.
Нарва-Йыэсуу находится в крайней северо-восточной точке Эстонии. Нарва-Йыэсуу расположен на левом берегу реки Нарвы, у ее впадения в Финский залив и входит в состав уезда Ида-Вирумаа.
Город раскинулся вдоль берега реки Нарвы на 3,5 километра вдоль побережья Финского залива на 6 километров в виде буквы Г. С внутренней стороны этой буквы находится лесопарк площадью 450 гектаров. По реке Нарве проходит граница Эстонской Республики с Российской Федерацией. С северной стороны проходит морская граница Эстонии с Финляндией. Ближайший финский город Котка расположен на расстоянии 150 км от Нарва-Йыэсуу.
Площадь Нарва-Йыэсуу составляет 11,3 кв.км. Из них 113 га или 12,4% составляет жилая зона, 282 га - лес, 75 га - пляж.
По состоянию на 30 июля 2003 года общая численность населения составляла 3092 человека.
Город расположен на дюнах и имеет бывший некогда одним из лучших в Прибалтике мелкопесчаный пляж и необходимую рекреационную инфраструктуру: дома отдыха, санатории, детские базы отдыха, пансионаты и тд., большинство из которых в данное время закрыто (хотя ещё в 80-х годах ХХ века здесь отдыхало до 100 000 человек в сезон!). Ширина пляжа во всех местах не более 70 метров.
В силу географического положения и исторических причин Нарва-Йыэсуу всегда был популярен в качестве места отдыха не только у жителей Эстонии, но и России, особенно ее Северо-Западного региона.
Водный ресурс представлен бассейном реки Нарвы на протяжении 3,5 км вдоль Нарвской дороги. Финским заливом омывается пляжная черта курорта. Состояние морской воды достаточно хорошее по сравнению с другими курортами Эстонии.
Большое влияние на состояние пляжной полосы и водного ресурса реки Нарвы в целом оказывает мол. На качество водного ресурса реки большое влияние оказывает техническое состояние очистных сооружений Нарвы и Ивангорода.
После закрытия в городе двух крупных рыбоперерабатывающих предприятий преобладающими сферами бизнеса в Нарва-Йыэсуу стали курортное обслуживание, торговля и туризм.
1.2.6. Волость Алаыйе
Волость Алаыйе находится в южной части уезда Ида-Виру. Расположена вдоль Чудского берега. Численность населения Алаыйе составляет 476 жителей.
Центром волости является поселок Алаыйе, в котором проживает 151 человек, находится в 44 км от Йыхви. Поселки с наибольшей численностью населения - Васкнарва, в которой находится лодочный причал, и Уускюла.
С российской стороны прямо напротив Васкнарвы находится деревня Скамья Сланцевского района.
Основные виды деятельности волости связаны с туризмом, рыболовством и рыбоперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные предприятия - AS Peipsi Trade и OU Peipsi Grupp.
1.3. Описание реки Нарва и туристического сектора в Принаровье
1.3.1. Историческая справка по плаванию на реке Нарва
Река Нарва берет начало из Чудского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Длина ее всего 78 километров, но это самая широкая и полноводная река Эстонии. Несмотря на небольшую протяженность, она дважды меняет свой режим, превращаясь из типично равнинной реки в горную: в районе деревни Омут и в г. Нарва. Там она образует Омутские пороги, не препятствующие судоходству, а в г. Нарва - Нарвские водопады, прерывающие судоходную связь Чудского бассейна с морем.
На вепском языке слово "narva" означает порог. Название реки Нарвы встречается в псковских летописях уже в XIV веке. Протекающая через область исторического водьско-ижорского поселения река Нарва имеет большое значение как культурная и политическая граница между северо-востоком Эстонии и российскими владениями уже с XIII века.
Использование реки Нарвы как водного пути имеет многовековую историю, начиная с возникновения города Нарвы как экономического центра на пересечении торговых путей. Вначале по реке ходили простые лодки и парусники, которые доходили до бастионов крепости г.Нарва.
В XV веке стали строить суда с большей осадкой. Суда с товарами шли из ганзейских городов в Великий Новгород и обратно, ревельские (таллиннские) купцы доставляли товары в г.Нарва по реке. Для безопасного проведения судов капитанам приходилось обращаться к местным рыбакам за помощью. В 1646 году ввели регулярную лоцманскую службу.
Большие суда должны были иногда оставаться на рейде. Открытое море было небезопасно. В 1649 году король Швеции Магнус Эриксон, спасаясь от новгородцев после поражения в Копорской губе, ушел с оставшимся флотом в устье реки Нарвы, где весь флот шведов был погублен сильнейшей бурей. В 1747 году во время бури в Нарвском заливе погибло 22 английских и голландских судна.
Нарва-Йыэсуу - самый древний населенный пункт Нарвского взморья, основанный в XIV веке. Возникновению поселка в большей мере способствовало развитие посреднической торговли в Нарве, морскими воротами которой он служил вплоть до ХХ столетия. В начале XVI века сюда переместился рыбный промысел и из Нарвы. Позднее немцы стали именовать поселок Гунгербургом.
В XVI веке Нарва-Йыэсуу продолжает быть и довольно значительной гаванью, куда заходят много иностранных кораблей. Местные рыбаки зарабатывают себе на жизнь не только рыболовством, но и лоцманством, проводя суда в Нарву и из Нарвы в море.
Конец XVI - первая половина XVII столетия характеризуется упадком нарвской торговли, и Нарва-Йыэсуу влачит жалкое существование.
Лишь в 40-х годах XVII века начинается оживление торговли через нарвский порт, которая еще более усиливается после заключения в 1661 году Кардисского мира между Швецией и Россией. С ростом торговли городские власти должны были заботиться о состоянии фарватера реки, о проведении замеров глубин, о содержании в порядке створных знаков и хозяйства маяков. Эти обязанности лежали на жителях Нарва-Йыэсуу, здесь был создан лоцманский пункт. Число кораблей, проходивших ежегодно порт Нарва-Йыэсуу, доходило до 500. В ходе Северной войны (1700-1721) русские войска выстроили в Нарва-Йыэсуу укрепления и установили батареи, которые преградили путь шведским кораблям к осажденной Нарве. В 1767 году был сооружен причал и укреплен берег реки. В 1780 году производились работы по углублению устья реки. В 1880 году построен новый маяк и установлены пять больших бакенов, прикрепленных мощными цепями к якорям, что помогало судам, стоявшим на рейде, переносить сильные шторма.
Велись работы по углублению дна реки, устье которой сильно мелело вследствие морских приливов.
В XVIII веке по внешнеторговому обороту Нарва занимает третье место среди портов России на Балтийском море после Риги и Петербурга. По реке проходили сотни русских и иностранных кораблей.
В XIX веке значение Нарвы как портового города уменьшается. Сказывается удаленность гавани, расположенной в Нарва-Йыэсуу, ее неблагоустроенность, также мелководье устьевой части реки. Крупные морские суда не могли пройти к городским причалам. Нарвский рейд был ненадежен. Из-за песчаного грунта суда во время осенних штормов срывало с якорных стоянок. Нередки были случаи, когда шторм выбрасывал на берег десятки кораблей.
Работы по углублению русла реки и благоустройству порта не могли обеспечить безопасность судоходства, и нарвская торговля стала приходить в упадок. Но несмотря на это, судоходство по реке Нарве никогда не прекращалось. В конце XIX века, в связи с основанием в Нарве мануфактурных фабрик, оно даже вновь увеличивается - сырье для них доставляется из-за границы водным путем. Так, в 1895 году через Нарва-Йыэсуу прошло около ста пароходов и парусных судов, что можно считать началом судоходства на реке Нарве в современном понимании этого слова.
Из типов судов были приняты к использованию только пассажирские и буксирные суда. Это было обусловлено следующими обстоятельствами:
- в век парусников их надо было буксировать к городу вверх по реке;
- с переходом на паровые двигатели и увеличением размеров судов появилась необходимость их разгрузки в гавани Нарва-Йыэсуу или на рейде, т.к. глубина русла реки не позволяла подняться судам с большой осадкой выше Нарва- Йыэсуу. Снятые с пароходов грузы перевозились в город на баржах. Использование более мелких пароходов вместо барж было экономически невыгодно. Груз доставлялся с Псковского озера в Васкнарву на ладьях, затем на баржах доставлялся в гавань Кулгу, оттуда гужевым транспортом в Нарву, а с причалов Нарвы, опять же на баржах, - вниз по реке в Нарва-Йыэсуу для перегрузки их на морские пароходы опять же на баржах. Регулярное пассажирское сообщение по реке началось в 1872 году, когда купцы Д.Зиновьев и А.Хан с пароходом "Аллерт" открыли линию Нарва - Нарва-Йыэсуу.
Появление пассажирских пароходов было обусловлено:
- возникновением курорта Нарва-Йыэсуу;
- необходимостью обеспечения сообщения между Нарвой как местным центром и окрестными сельскими поселениями, учитывая скромные возможности и технический уровень других средств передвижения того времени.
Примерно в 1910-1912 гг. Мягар и Лоотсман начали пассажирские перевозки на линии Усть-Луга - р. Рассонь - Нарва-Йыэсуу маленьким пароходом "Луга", но уже в 1913 г. на эту линию вышел более крупный пассажирский пароход "Россонь", и линию продлили до г. Нарвы.
Пассажирские перевозки в верхнем течении осуществлял в начале ХХ века купец И.Громов из деревни Скамья, начав в 1907 году перевозки между Кулгу и Васкнарвой на небольшом моторном судне "Кит". Чуть позже на эту же линию вышли и другие пароходы "Смелый", "Победа" и "Заря".
http://arhiv.ivangorod.ru/econ/SuPortNe ... s/pic2.gifПароход "Инкерман" , владелец И.Паурман.
Фото до 1917г.
http://arhiv.ivangorod.ru/econ/SuPortNe ... s/pic3.gifПароход "Павел", владелец П.Кочнев.
Фото 1930 г.
В 1940 году все суда были национализированы и перешли в собственность Чудского озерно-речного пароходства. На базе нарвских пароходов образовали отдел судоходства с центром в гавани Кулгу. Пассажирские пароходы продолжали работу на прежних линиях.
В начале Второй мировой войны часть пароходов эвакуировалась в Ленинград и оттуда далее на реку Шексну, где они и работали в годы войны. Пассажирские перевозки в годы Второй мировой войны значительно уменьшились, но не прекратились. И только в 1944 году навигации не было. В послевоенный период несколько расширилась география пассажирских перевозок , изменялся флот. Появились новые линии на Усть-Лугу и Сланцы, катание по Нарвскому заливу.
В этот период на реке Нарва были две пристани, осуществлявшие судоходство:
1.Пристань Нарва -Чудского речного пароходства.
2.Ивангородская пристань: Пашско-Оятского Эксплуатационного участка, по освоению и эксплуатации малых рек Северо- Западного речного пароходства.
Tеплоход "Чехов" на реке Нарва. При подходе к городу Пассажирский теплоход "Москвич-258" на реке Нарва
Пассажирские теплоходы "Правда" и "Чехов" у причала Нарва-Йыэсуу. Пассажирские теплоходы ОМ-383, ОМ-377, ОМ-376 и Москвич-258 у причала Ивангорода (1974-75 гг.).
После войны пассажирские перевозки как в верхнем, так и в нижнем течении реки были возобновлены и продолжались вплоть до 1991г
1.3.2. Природные ресурсы бассейна р. Нарва и Чудско-Псковского водоема
Река Нарва
Река вытекает из Чудского озера в районе русской деревни Скамья и эстонской деревни Васкнарва и впадает в Финский залив. Основное направление реки с юга на север. Длина реки составляет 77 километров. Нарва является второй по величине рекой, впадающей в Финский залив, после Невы. Одновременно она является одной из крупнейших рек, впадающих в Балтийское море с востока.
Ширина реки составляет в среднем 200-300 метров (в самом истоке - 650м). Преобладающая глубина 3-4м, местами она достигает 6м, а перед устьем - даже 15м. Средняя скорость течения 1-2 м/сек, на порогах - до 3 м/сек, в нижнем течении - в пределах 0,5 м/сек. Преимущественное направление ветров юго-западное. Берега реки соединяются несколькими мостами.
По равнине река течет в виде широкого и спокойного потока в низких берегах. Глубина ее здесь колеблется от 10 до 15 метров, ширина местами достигает 700 метров. Участки реки от Ивангорода до Финского залива являются судоходными для небольших пассажирских судов.
Основная опасность - это мелководье в месте истока реки Нарвы из Чудского озера. Глубина на фарватере может уменьшаться до 1,4 м. Но, тем не менее, яхты, с осадкой 1,8-1,9 метра, базирующиеся в устье реки Втроя проходили этот участок под собственным двигателем, накренив яхту под углом 30-35°.
Другая опасность - это пороги и мелководье в районе деревни Степановщина. Здесь кроме небольшой глубины в 1,5-1,6 метра представляет опасность и сильное течение, которое достигает скорости 2-2,5 м/сек, а также каменистое дно. Поэтому этот участок настоятельно рекомендуется проходить яхтам днем и только на буксире и прижимаясь к левому (эстонскому) берегу. При осадке яхты более 1,4 м, необходимо выполнять мероприятия по открениванию яхты на угол 30-35 °.
В остальных местах глубина реки Нарвы на фарватере значительно превышает глубину 2,0-2,5 метра, а скорость течения составляет в разных местах от 0,2 до 1,0 метра/сек.
Сток реки Нарвы зарегулирован в верхнем течении Псковско-Чудским водоемом, в среднем течении - Нарвским водохранилищем. Ход уровня воды в нижнем течении реки находится под влиянием Финского залива.
В среднем течении реки Нарва, в районе природного водопада, в 1955-56 годах было построено Нарвское водохранилище и Нарвская гидроэлектростанция. В результате уровень реки на участке выше плотины поднялся на 4 метра. Подпор от плотины распространяется вверх по реке Нарве на 43 км, до д. Степановщина и по реке Плюссе до города Сланцы.
Площадь зеркала воды Нарвского водохранилища около 200 км?. 40 км? из них находится на территории Эстонии, остальная часть - на территории России. Длина водохранилища 52 км, наибольшая ширина 15 км. Средняя глубина 1,8 м, наибольшая глубина 15 м. В целом же водохранилище представляет собой сравнительно мелководный пресноводный водоем с глубиной 1-2 метра. В мелководных местах водоем судоходен только для моторных лодок с небольшой осадкой. Берега водохранилища весьма живописны и изобилуют многочисленными береговыми рощами и бухточками. На водохранилище имеется ряд островов. Среди этих островов есть несколько "плавучих островов", заторфованных в прошлом участков леса. Навигационная обстановка представлена буями, ограждающими фарватер по реке Нарве. Фарватер по реке Плюссе в настоящее время не ограждается, так как там отсутствует судоходство.
Падение реки Нарвы в сторону Финского залива (30м) по длине реки распределено не равномерно. Оно сосредоточено в основном на двух участках, где в русле реки обнажаются коренные породы: в 12-16 км от истока находятся Омутинские пороги с общим падением почти 5м, и в пределах города Нарвы, где находятся знаменитые Нарвские водопады. Сейчас водопады (Кренгольмский водопад высотой 3,5м и Йоалаский водопад высотой 7 м и шириной 125 м) сухие, т.к. река из водохранилища направлена в подводящий канал (длиной 2,3 км) Нарвской ГЭС.
Величием и мощью Нарвских водопадов теперь можно любоваться редко, когда возникает необходимость спускать часть воды из водохранилища вниз по старому руслу.
Река порожистая и ниже водопадов. Из-за водопадов сквозное пассажирское судоходство по реке Нарве невозможно.
Выход яхт в Чудское озеро, при осадке судна до 1,4 метров, возможен самостоятельно. Для яхт с осадкой от 1,5 до 1,8 метра лучше выходить в Чудское озеро на буксире, выполнив мероприятия по кренованию.
Крупнейшим притоком реки является впадающая в Нарвское водохранилище река Плюсса. Река средних размеров, шириной от 50 до 100-150 метров. Средняя скорость течения 1-2 м/сек. Река в основном ориентирована с юга на север. Преимущественное направление ветров - юго-западное. Река Плюсса судоходна до порогов, находящихся у железнодорожного моста в г. Сланцы. Глубина фарватера на судоходном участке более 2 м. По обе стороны реки смешанные леса. От Нарвского водохранилища до Сланцев берега невысокие, есть заболоченные участки. В лесах много дичи, грибов, ягод, рыбалка среднего уровня. Населенных пунктов по берегам нет.
Псковско-Чудский водоем
Чудско-Псковское озеро является одним из самых крупных озер в мире. По площади акватории (3,5 тыс.кв.км) оно занимает 37-е место в мире и четвертое в Европе, являясь крупнейшим международным озером Европы.
Из общей площади акватории 44% приходится на территорию Эстонии, 56% - на территорию России, в том числе вся южная часть озера - Псковское озеро. Среди крупных озер мира Чудско-Псковское озеро отличается относительно богатым содержанием рыбы.
Следует отметить, что озеро имеет два разных независимых названия:
1) эстонское Пейпси (Peipsi ) , которое, видимо, происходит из языка тех давно исчезнувших племен, которые населяли эту территорию до прихода сюда финно-угорских племен около пяти тысячелетий назад;
2) русское Чудское или Чудско-Псковское. Это название более позднее. Чудами или чудью славяне называли финно-угорские племена, пришедшие на север Европы где-то в середине первого тысячелетия н.э.
Следовательно, Чудское озеро - озеро чудов, озеро на земле чудов.
Поэтому всё, что происходит на реке Нарве и её водосборе, в первую очередь, конечно, на Чудском озере, имеет большое значение в контексте состояния и охраны вод Финского залива и Балтийского моря в целом.
Псковско-Чудский водоем состоит из трех озер. Чудское озеро на севере, Псковское озеро на юге, и соединяет эти озера Теплое озеро. Между озерами не существует явно выраженная естественная граница. Современная высота водоема над уровнем моря составляет около 30 метров. Рельеф дна однообразен. Плоское, постепенно поднимающееся к берегам дно у всех озер большей частью покрыто слоем серого ила, местами - песчаное. Прибережная линия имеет плавные очертания. Лишь в юго-восточной части Чудского озера в сушу вдаются две бухты - Раскопельская и Желчинская. Берега озер, как правило, низкие и болотистые, заиливаемые при весеннем паводке. Возвышенные же берега встречаются редко.
Климатические условия водоема такие же, как и на всей северо-западной территории европейской части страны. Озера находятся на пути мощных циклонов, идущих с запада. Вторжение атлантических воздушных масс формирует облачную, ветреную погоду с оттепелями и частыми снегопадами в холодную половину года, и с затяжными моросящими дождями в - теплую. Зимние циклоны повышают, а летние - понижают температуру воздуха. Это придает климату водоема мягкий характер и сглаживает переход от одного времени года к другому.
Псковско-Чудской водоем характеризуется преобладанием ветров южного, западного, юго-западного направлений. Значительно реже ветры северные и восточные, совсем нечасто - северо-западные. Скорость ветров обычно невелика и в среднем не превышает 5-6 м/сек. Лишь 10-12 раз в году наблюдаются сильные ветры со скоростью 14 м/сек и более.