Нашел в сети:
Одно из самых значительных событий ушедшего и наступившего года в холдинге VBTH — масштабная реорганизация структуры судоходного туристического бизнеса. Говоря проще, объединение под единым брендом «Водохода» круизных компаний, оперирующих на рынках Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Самары. О том, как проходит это слияние, мы беседуем с управляющим директором ООО «ВодоходЪ» Александром Трофимовым
— Александр Александрович, какова все-таки основная цель реорганизации турбизнеса холдинга: оптимизация расходов, повышение эффективности управления или какая-то еще? В СМИ появляются комментарии о том, что слияние круизных компаний происходит для того, чтобы подготовить часть активов холдинга к продаже, дабы избавиться от круизного бизнеса, который якобы после трагедии с «Булгарией» становится в нашей стране невыгодным и ненадежным.— Среди целей объединенния на первое место я бы все-таки поставил повышение эффективности системы управления. С одной стороны, туристические предприятия — «Волга-Флот-Тур», «ВодоходЪ» и «ВодоходЪ — Санкт-Петербург» — раньше в значительной степени координировали свои действия. С другой — будучи независимыми юридическими лицами, каждое из них преследовало собственные коммерческие цели, более того, в ряде случаев мы даже конкурировали друг с другом. Слияние туроператоров позволит, помимо очевидной оптимизации косвенных расходов, создать более гибкую систему управления, более рационально и оперативно распределять теплоходы между регионами, привести к единому стандарту ценовую политику и политику работы с агентствами, наконец, ввести единую стратегию развития для всего туристического дивизиона.
Вопрос о возможности продажи туристических активов холдинга возникает у представителей туристической отрасли и СМИ довольно регулярно. Отвечаю я всегда одинаково: при рыночной экономике каждое предприятие может быть продано в любой момент, вопрос только в условиях, на которых его готовы купить. Могу сказать одно: менеджменту «Водохода» поставлена цель повышения эффективности работы компании, задачу «подготовки к продаже» нам не озвучивали.
А вот трагедию с «Булгарией» связывать с объединением наших компаний точно не стоит. Как вы сами прекрасно понимаете, решение о консолидации турдивизиона принималось не единовременно, обсуждалось не один месяц и даже год. Да, действительно, катастрофа нанесла довольно ощутимый удар по круизной отрасли в России. Однако надежность туроператора определяется, в первую очередь, эффективностью и ответственностью компании. Пока что данные предварительных продаж на навигацию 2012 года свидетельствуют о том, что потребитель считает «ВодоходЪ» едва ли не самым надежным туроператором в России и готов доверить компании свои деньги почти за год до начала сезона.
— «ВодоходЪ» становится крупнейшей речной круизной компанией в России. Какие преимущества получит туроператор от этого?
— Первое, очевидное преимущество вы только что назвали: теперь мы сможем с полным правом заявлять о том, что «ВодоходЪ» — крупнейшая речная круизная компания России и одна из крупнейших в мире. Эффект масштаба — довольно мощный инструмент. Очевидно, что успешность маркетинговых и рекламных усилий объединенной компании возрастет многократно. Согласитесь, что продвижение одного бренда намного эффективнее, чем трех.
Второе, уже упомянутое преимущество — повышение эффективности управления предприятием, введение единой ценовой политики, прозрачной и понятной стратегии. В выигрыше будут и наши клиенты: ввод единых стандартов обслуживания подразумевает неизменность качества турпродукта вне зависимости от теплохода и маршрута. При этом замечу, что в вопросе ценообразования мы стараемся быть как можно более гибкими, а это значит, что объединение не ударит по кошельку наших туристов в регионах.
— Какой станет структура новой компании? Ее юридический статус не изменится? Сохранятся ли офисы продаж в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре?
— Новая структура компании подразумевает четкую вертикальную интеграцию. Центральный производственный офис общества с ограниченной ответственностью «ВодоходЪ» (юридический статус предприятия остается неизменным) во главе с управляющим директором расположен в Москве. На базе «Волга-Флот-Тура» создана Поволжская региональная дирекция с отделениями в Самаре и Нижнем Новгороде, на базе компании «ВодоходЪ — Санкт-Петербург» — Северо-Западная региональная дирекция. Их уже возглавили Елена Геннадьевна Борискина и Олег Алексеевич Зеленков. Эти дирекции являются обособленными структурными подразделениями «Водохода», их основная функция — реализация нашего туристического продукта в регионе присутствия. При этом мы надеемся на значительный рост кросс-продаж. И эти надежды уже начали оправдываться: в частности, объем предварительной реализации туров на «нижегородские» теплоходы значительно вырос за счет клиентов, приобретающих круизы в Москве. Такая, казалось бы, банальная вещь, как сведение предложений всех регионов в единую базу и размещение на одной интернет-площадке, дала весьма ощутимый эффект.
— Произойдет ли сокращение персонала в бывших «Водоходе-СПб» и «Волга-Флот-Туре» или все их сотрудники автоматически перейдут в штат «Водохода»?— При объединении мы постарались максимально сохранить кадровый потенциал всех компаний. Весь персонал, который выразил желание работать в ООО «ВодоходЪ», будет переведен в полном составе.
— В управлении туристических и пассажирских перевозок Волжского пароходства работала диспетчерская служба, которая, кроме контроля за движением флота, занималась еще составлением расписаний туристических теплоходов и согласованием их графиков движения. На кого сейчас будут возложены эти функции?— Диспетчерская служба сохранена, ее функциональные обязанности также остались неизменными. В настоящее время она успешно трудится как структурное подразделение дирекции эксплуатации флота и пассажирских перевозок «Водохода». Опытный кадровый состав диспетчерской также сохранен.
— Единый бренд компании подразумевает, кроме одинакового внешнего оформления филиалов, единый стандарт качества туристического продукта, ценовой политики, системы продаж. Планируется ли приведение всех этих характеристик к единому знаменателю и стиранию «местных» особенностей организации речного туризма?— Действительно, с течением времени мы приведем характеристики нашего туристического продукта к единому знаменателю. Однако при этом мы стремимся сохранить все те лучшие наработки, которые сделаны туристическими предприятиями холдинга за годы плодотворной работы. Скажем так: наш турпродукт станет своеобразным сплавом московского качества, питерского креативного подхода и гостеприимства Поволжья.
— Останутся ли в «Водоходе» такие сегменты турбизнеса, как деловой туризм, экскурсионно-прогулочные рейсы, санаторный отдых на теплоходах?
— Разумеется, мы сохраним все основные направления деятельности объединяемых предприятий, тем более что они практически идентичны: каждый из операторов в той или иной мере занимался и деловым туризмом, и экскурсионными рейсами. Планируется также и организация санаторного отдыха на том же теплоходе «Михаил Фрунзе», ведь эта услуга пользуется очень широким спросом, в том числе среди корпоративных заказчиков в Нижнем Новгороде.
— С объединением компаний не прекратятся ли совсем пригородные перевозки в Нижнем Новгороде, они ведь убыточны, и субсидии от областного правительства не всегда покрывают расходы на организацию местных линий?
— Пока сохраняются и пригородные пассажирские перевозки в Нижнем Новгороде: областная администрация в них по-прежнему заинтересована. И, по предварительной информации, в 2012 году субсидирование этого направления деятельности будет продолжаться. Что же до низкого уровня его коммерческой привлекательности, то не будем забывать о таком понятии, как социальная ответственность бизнеса.
— Не планирует ли компания диверсификацию бизнеса? Скажем, заниматься въездным и выездным туризмом, например, после окончания навигации, когда теплоходы находятся на отстое или ремонте.
— Если говорить о въездном туризме, то не стоит забывать, что именно на въездном рынке, то есть обслуживании иностранных туристов, задействована добрая половина флота компании. Опыт организации выезда для россиян в качестве туроператора у «Водохода» также был, но, признаться, не самый удачный. В настоящее время в межнавигационный период мы реализуем зарубежные круизы нашим соотечественникам, однако действуем в данном случае в качестве
турагентства. Сколько-нибудь серьезной диверсификации бизнеса в ближайшем обозримом будущем не планируем: сегодня мы должны сосредоточиться на производстве и реализации собственного туристического продукта. Мое глубокое убеждение: лучше быть лидером и образцом для подражания в чем-то одном, чем, распыляя усилия, занимать посредственные позиции в нескольких нишах. Наша профессия — речные круизы по России, не зря ведь мы из года в год пишем на титульной странице наших рекламных буклетов «Речные круизы. Избранное».
— Компании передается пассажирский флот Волжского пароходства. На каких условиях: «ВодоходЪ» будет его собственником или фрахтователем?
— На сегодня «ВодоходЪ» является бербоутным владельцем пассажирского флота Волжского пароходства — двадцати восьми четырехпалубных круизных теплоходов средней пассажировместимостью 250 человек. Таким образом, компания по праву становится лидером российского рынка речных круизов, а также одной из крупнейших речных судоходных компаний в мире. Помимо круизных судов, в оперировании «Водохода» еще 20 единиц местного пассажирского флота.
— Как будет происходить техническое обслуживание теплоходов? Появятся ли в штате объединенной компании технические менеджеры? Береговые специалисты Октябрьской БТОФ станут работниками «Водохода» или останутся в Волжском пароходстве?
— Поскольку «ВодоходЪ» является судовладельцем, обязанность по техническому обслуживанию и ремонту флота автоматически возлагается на него. Для этого в структуре компании создана дирекция эксплуатации флота и пассажирских перевозок, территориально располагающаяся в Нижнем Новгороде. Большая часть специалистов этого управления перешла из Волжского пароходства, и штат уже практически полностью укомплектован. Основная часть технического персонала Октябрьской базы, ответственного за обслуживание флота, будет являться работниками Волжского пароходства. На переходный период, до начала навигации 2012 года, работы по межнавигационному ремонту и отстою флота осуществляет Волжское пароходство, а «ВодоходЪ» компенсирует понесенные им расходы.
— И последний, традиционный вопрос: ваши планы на будущее?
— По предварительным подсчетам, годовой оборот компании составит 4 млрд. рублей, что позволит ей стать одним из крупнейших игроков туристического рынка России. Прогнозируемый пассажиропоток в 2012 году — 708 тысяч человек, в том числе 139 тысяч — на круизных теплоходах, 163 тысячи — на прогулочных и 406 тысяч — на скоростных судах.
В целом в ходе реорганизации мы постарались сохранить не только кадровый состав объединяемых предприятий, но и все многолетние наработки и традиции, которые создавались годами. Это является одним из основных принципов, которым мы руководствуемся при осуществлении такой масштабной задачи, как создание крупнейшей речной судоходной компании России.
Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала директору по внутреннему туризму ООО «ВодоходЪ» Андрею Смолину.
Ирина КУКАНОВА.
Источник:
"Волго-Невский ПроспектЪ"