Банковский мост
Банковский мост – пешеходный мост в Петербурге, оформлением которого в 19 веке занимался знаменитый скульптор П. П. Соколов. Выполненные им фигуры зверей или мифических существ “охраняют” многие мосты, соединяющие берега канала Грибоедова. Для Банковского моста он создал четыре скульптуры грифонов с огромными позолоченными крыльями. Мало кому известно, что эти грифоны не просто служат украшением моста, а еще и скрывают в себе важные, но не слишком красивые элементы его конструкции.Банковский мост был сооружен в 19 веке инженерами Г. Треттером и В. А. Христиановичем напротив здания Ассигнационного банка, от которого он и получил свое название. В те годы многие петербургские градостроители увлекались созданием так называемых цепных мостов, удерживаемых над водой при помощи металлических цепей. Авторы Банковского моста не были исключением. Цепи, примененные при строительстве этого моста, вставлены в пасти грифонов так, словно последние стараются его удержать.
Кроме скульптур грифонов, Банковскому мосту “досталась” красивая ажурная решетка с рисунком из пальмовых листьев и раскрытых вееров. В результате Банковский мост оказался самым красивым и богато украшенным сооружением в этом месте: ближайшие к нему дома, построенные на берегах канала Грибоедова, выглядели гораздо скромнее. В то же время нельзя сказать, что мост плохо гармонировал с окружающей его обстановкой: богатое убранство моста “компенсировалось” его миниатюрными размерами (25 с небольшим метров в длину и менее двух метров в ширину).
Изначально решетка Банковского моста была чугунной, а потом ее заменили на точно такую же железную. Некоторые элементы решетки, как и крылья грифонов, покрывались золотом. Это привлекало к мосту не слишком добропорядочных горожан, пытавшихся соскоблить позолоту со скульптур и с решетки. Однако разбогатеть подобным образом было невозможно – золото наносилось таким тонким слоем, что соскоблить можно было лишь мельчайшую золотую пыль. Но “золотоискателей” это не останавливало, и в конце концов решетка и грифоны Банковского моста пришли в полную негодность – их позолоченные элементы были отломаны или сильно исцарапаны. В конце 19 века решетка была убрана с моста для реставрации, после чего бесследно исчезла. К счастью, сохранились чертежи Г. Треттера, по которым в середине 20 века решетка была восстановлена архитектором А. П. Ротачом и возвращена на мост. Крылья грифонов также были отреставрированы и заново покрыты золотом.
Историческая справка
1825-1826 гг. – сооружение Банковского моста. 1949-1952 гг. – реставрация Банковского моста.
Легенды и мифы
Грифоны не случайно оказались именно на этом мосту, напротив одного из крупнейших банков города. Дело в том, что, согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. В настоящее время грифонам пришлось “переквалифицироваться” в хранителей знаний – в здании бывшего Ассигнационного банка теперь расположена Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов.
Добавлено спустя 2 минуты: Аничков Мост
Деревянные мосты через Фонтанку, по которым проходила дорога от Адмиралтейства до Александро-Невского монастыря, существовали еще при Петре I. В 18 веке на этом месте сменилось несколько деревянных мостов, но все они, несмотря на попытки городских властей присвоить им название “Невский”, носили имя “Аничков”, “унаследованное” от инженер-подполковника М. О. Аничкова, руководившего строительством самого первого моста.Во время подготовки к встрече новой императрицы Анны Иоанновны на Аничковом мосту соорудили пестрые триумфальные ворота, украшенные скульптурами и картинами на исторические темы. Эта арка простояла на мосту почти двадцать лет и была разобрана только после того, как петербургские дожди не привели деревянные скульптуры и картины в полную негодность.
В конце 18 века на берегах Фонтанки началось строительство каменных набережных, а затем и мостов из камня. Первые семь каменных мостов через Фонтанку, в числе которых был и Аничков мост, строились по одному и тому же типовому проекту, автором которого, по одной из версий, называют инженера Ж.-Р. Перроне. Руководил строительством мостов генерал Ф. Бауэр, а после его смерти эту обязанность взял на себя полковник К. Ф. Модерах. Все семь мостов были трехпролетными разводными, а в качестве украшений на них были построены небольшие изящные башенки.
Около ста лет спустя движение в центре города, и особенно на Невском проспекте, стало очень интенсивным, улицы заметно расширились, и узкие разводные мосты пришлось перестроить, чтобы сделать их более удобными для проезда. Перестройкой Аничкова моста руководил инженер фон Дершау. Мост расширили до 37 с лишним метров, несмотря на то, что он находился над достаточно узкой рекой и был менее 55 метров в длину. Впрочем, на красоту нового облика Аничкова моста такая пропорция никак не повлияла. Он получился даже более удачным, чем предыдущий – строгие формы пролетов и причудливые узоры чугунных решеток работы А. П. Брюллова прекрасно гармонировали со зданиями Невского проспекта. Несмотря на последующие реконструкции, в целом Аничков мост сегодня выглядит примерно таким, каким он был в те годы.
А вот в техническом плане Аничков мост оказался сделан не слишком хорошо. Всего через несколько лет после завершения работ своды моста стали деформироваться, и к началу 20 века он пришел в аварийное состояние. Решено было провести реконструкцию Аничкова моста, заменив несущие элементы, но при этом не трогая его внешний облик. Эту задачу прекрасно выполнил архитектор П. В. Щусев.
Главной же отличительной чертой Аничкова моста являются четыре скульптурные группы “Укротители коня человеком” П. К. Клодта, установленные в четырех углах моста в середине 19 века. Жители Северной столицы уже не представляют себе Аничков мост без этих скульптур, давно ставших символами Невского проспекта.
Историческая справка
1716 г. – сооружение первого деревянного Аничкова моста. 1783-1787 гг. – строительство каменного Аничкова моста. 1841-1842 гг. – расширение моста. 1842 г. – установка двух скульптур Клодта на западной стороне моста. 1850 г. – установка двух других скульптур Клодта на восточной стороне моста. 1906-1908 гг. – реконструкция Аничкова моста.
Легенды и мифы
Несмотря на то, что фамилия инженера первого деревянного моста через Фонтанку всегда была хорошо известна, многим жителям Санкт-Петербурга в названии “Аничков” виделась какая-то загадочная, романтическая история, связанная, как не трудно догадаться, с женщиной по имени Анна. Существовало несколько легенд, посвященных этой теме: трагически закончившийся роман с таинственной Анной приписывали чуть ли всем работавшим над строительством моста рабочим, инженерам и архитекторам. В 19 веке на мост даже повесили табличку, на которой его название было написано с ошибкой – “Аничкин”. Это могло быть простой случайностью, хотя, возможно, тот, кто делал эту табличку, слышал об одной из таких историй и был уверен в ее достоверности.
Добавлено спустя 2 минуты: Большой Обуховский мост
Большой Обуховский мост (часто называющийся «Вантовым мостом») — висячий вантовый мост; единственный неразводной мост через Неву. Расположен на границе Невского района Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы, соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Главной особенностью данного моста, отличающего его от большинства остальных в северной столице, является то, что он по ночам не разводится. Таким образом большой обуховский мост является единственной переправой в городе через Неву в то время, пока остальные мосты находятся в разведенном состоянии. Его конструкция высоко подвешена на водой, что позволяет судам свободно проходить под дорожным полотном в любое время дня и ночи. Большой обуховский мост по типу конструкции является вантовым. Высота пилонов, которые расставлены по берегам невы составляет 126 метров, а основной пролет 382 метра при ширине моста в 30 метров. Его общая длина равна 2824 метрам. Пролетная часть находится на высоте 30 метров от водной поверхности.
История
Открытие первой очереди моста состоялось 15 декабря 2004 года. Он явился важной составляющей Петербургской кольцевой автодороги (КАД). В открытии моста принимал участие президент РФ В. В. Путин.
19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» – вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение.
Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось рейтинговое голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. Помимо настоящего названия предлагались такие, как, например, «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Ленинградский» и другие. Мост назван по близлежащему Обухову с учётом того, что Обуховский мост в Санкт-Петербурге уже есть.
Интересно
Высота пролётных строений над уровнем воды (подмостовой габарит) составляет 30 метров, что сопоставимо с высотой 9-ти этажного дома и обеспечивает пропуск всех обращающихся судов.
Каждое пролётное строение шириной 25 и высотой 2.5 метра состоит из двух коробчатых продольных балок, соединённых поперечными. В местах крепления вант поперечные балки имеют ту же высоту, что и главные. В остальных сечениях высота поперечных балок меньше. Проезжая часть пролётного строения выполнена в виде ортотропной плиты – стальных листов настила, подкреплённых продольными рёбрами (стрингерами). По краям пролётных строений установлены обтекатели, улучшаюшие работу пролётного строения на взаимодействие с ветровым потоком. Компьютерный расчёт сооружения был дополнен аэродинамическими испытаниями модели моста, проведёнными в Дании.
Пролётные строения предназначены для пропуска 4 полос движения в одну сторону с тротуарами для обслуживающего персонала (пешеходное движение по мосту не предусмотрено). Расстояние между осями мостов – 36.4 метра.
Пролётные строения с помощью вант подвешиваются на металлические пилоны высотой 120.5 метров. Для сравнения: высота петербургской телебашни – 316 метров, Петропавловской крепости – 122.5, Исаакиевского собора – 101.5.
Ванты из параллельных прядей швейцарской фирмы VSL изготовлены по однопрядной технологии. Каждый кабель формируется из последовательно натягиваемых прядей непосредственно в процессе сооружения моста. Общая длина всех прядей составляет 900 километров, что почти в полтора раза больше расстояния от Петербурга до Москвы.
В 2003 году на строительной площадке был открыт «Музей вантового моста» – единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. По окончании строительства экспозиция музея была перенесёна на территорию мостоотряда № 19.
Добавлено спустя 5 минут: Львиный мост
Первоначально он назывался “Мост четырех львов” или “Мост о четырех львах” из-за установленных на нем декоративных скульптур – сидящих львов, которые словно бы охраняют въезды на мост с берегов канала Грибоедова. Как и в случае с другими пешеходными цепными мостами, эти скульптуры скрывают в себе чугунные детали опор моста, соединенных металлическими цепями, которые тянутся из раскрытых львиных пастей. Разработали такую конструкцию инженер Г. Треттер и создатель чугунных львов скульптор П. П. Соколов. Львиный мост был установлен в том месте, где канал Грибоедова делает свой самый резкий изгиб, в районе Большой, Средней и Малой Подъяческой улиц. На берегах канала в этом месте до сих пор сохранились старые деревья, так что с маленького Львиного моста открывается очень красивый вид.
Решетка Львиного моста, рисунок которой также принадлежал Г. Треттеру, на первый взгляд может показаться довольно простой, особенно если вспомнить вычурные фигурные ограды других мостов, построенных в Петербурге в 19 веке. Она состоит из вытянутых ромбов, соприкасающихся друг с другом углами, а в местах этих соприкосновений располагаются небольшие цветочные розетки. Тем не менее, этот скромный узор полюбился петербургским архитекторам гораздо сильнее, чем затейливое переплетение трезубцев, русалок и листьев, украшавшее ограды больших мостов – именно такие ромбы можно встретить, например, на решетке Иоанновского моста.
Львиный мост пережил несколько реставраций, после одной из которых, проведенной в конце 19 века, его внешний вид заметно ухудшился. Изящные литые решетки были заменены тяжеловесными коваными; фонари, освещавшие мост, были сняты для ремонта, но обратно их так и не поставили. Что касается фигур львов, выкрашенных “под мрамор”, то их перекрасили в темно-серый цвет, в результате чего львы сделались практически невидимыми в сумерках. В таком виде Львиный мост находился до середины 20 века, когда в городе началась реставрация памятников архитектуры под руководством архитектора А. Л. Ротача. По его проекту на мосту была восстановлена прежняя ограда с фонарями, а львы перекрашены в белый цвет. Еще раньше был отремонтирован настил, а также скрытые детали моста, среди которых было много деревянных, которые заменили на металлические.
Последняя реставрация Львиного моста состоялась незадолго до празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Мосту постарались полностью вернуть его исторический вид, воссоздать даже самые маленькие, незначительные делали. Только львов было решено оставить чисто-белыми: такая окраска делает их особенно яркими и заметными, даже в темноте.
Длина Львиного моста – почти 28 метров, ширина – около двух с половиной метров.
Историческая справка
1825 г. – открытие Львиного моста. 1880 г. – реставрация Львиного моста, замена его ограды. 1951 г. – ремонт внутренних частей Львиного моста. 1954 г. – реставрация Львиного моста, возвращение ему исторического облика. 2000 г. – последняя реставрация Львиного моста.
Вложения: |
26331963_174289-600x409.jpg [ 76.91 КБ | Просмотров: 2843 ]
|
390900317cef-600x430.jpg [ 63.53 КБ | Просмотров: 2843 ]
|
64252_or.jpg [ 102.27 КБ | Просмотров: 2842 ]
|
503426-600x404.jpg [ 89.18 КБ | Просмотров: 2841 ]
|
_________________ С уважением, Александр.
|