Прогулка по самым необычным домам Петербурга
Многие дома нашего города удивляют не только туристов, но и горожан. Остроугольные и абсолютно круглые, необычайно красивые и несуразные до уродливости. У каждого из них своя история и своя душа.
1. Дом из русской сказки
Этот дом, построенный в 1900 году по проекту архитектора Н.Н. Никонова, необычен он тем, что украшен совсем не по-питерски. Такой декор скорее напоминает русскую народную сказку: расписные ставни и окна, башенки и изразцовые ширинки, узорчатые кокошники на фасаде. После пожара этот сказочный дом был отреставрирован. На сегодняшний день он стал еще более ярким и сказочным.
Адрес: Колокольная, 11
2. Дом-треугольник
Доходный дом Н. В. Безобразовой, построенный в 1903-1905 знаменитым архитектором Бенуа, в плане представляет собой гигантский треугольник, который числится аж по трем адресам. Своим острым углом это здание выходит к одному из изгибов на канале Грибоедова. Интересно, что средняя часть фасада включает в себя еще одно здание, более старое, возведенное в 1850 г.
Адрес: Сенная площадь 13, Гривцов переулок 11 и набережная канала Грибоедова 50-54
3. Дом-колбаса
Недалеко от метро Ломоносовская расположен дом, появившийся во время великих строек: это один из самых длинных домов Петербурга. Он порядка 300 метров и изгибается, как змея. В пору строительства предполагали, что в светлом коммунистическом будущем готовить дома будет не нужно, а мыться и стирать все дружно будут в банном комплексе — так что изначально в доме нет ни кухонь, ни ванн.
Адрес: ул. Бабушкина, д. 61
4. Дом-кольцо
На набережной Фонтанки стоит необычное для Питера жилое здание: внутренний двор здесь имеет правильную круглую форму. Сюда нужно зайти и посмотреть наверх: небо словно обрамлено рамой этогодома.
Адрес: наб.Фонтанки, д. 92
5. Дом-ларец
На набережной другой петербургской реки расположился очень симпатичный угловой особняк архитектора В. А. Шретера, который притягивает взгляд. На фасаде можно разглядеть треугольник и циркуль — возможно, указывающие именно на профессию хозяина.
Адрес: ул. Писарева, д. 2
6. Дом-улыбака
На вид обычная питерская девятиэтажка в этот список попала, потому что заряжает позитивом тех, кто обращает внимание на мелочи. На крыше серого дома всем прохожим улыбается кусок, собственно,дома.
Адрес: проспект Солидарности, 23
7. Дом из Питер FM
Дом, известный многим по фильму, очень красиво смотрится издали благодаря яркому асимметричному фасаду. Это дом купца Капустина, одного из первых российский автолюбителей, учредитель и казначей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. Говорят, во дворе дома даже сохранился гараж, специально устроенный для его автомобиля.
Адрес: набережная реки Фонтанки, 159
8. Дом, в котором жил Воланд
Глаз задерживается на башенках со шпилями, скульптурах и лепнине, решетках балконов и перил, элементах готики и деталях в типично русском стиле.
Купец первой гильдии хлеботорговец Н.М. Полежаев стараниями талантливого архитектора И. Яковлева знал, как привлечь богатых клиентов.
Сейчас дом известен еще и тем, что режиссер В. Бортко снимал в нем сцены с квартирой на «Садовой, 302-бис» для фильма по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Адрес: улица Старорусская, 5/3
9. Здание с часовой башней
Российскому ученому Менделееву принадлежала и идея создания помещения, в котором бы сверхточный часовой механизм, максимально эффективно функционировал, отсчитывая секунды, являющиеся общепринятыми единицами времени. В 1902 году российский ученый создал проект такого здания – специальную башню с венчающим ее куполом идеально круглой формы.При помощи прямого бронированного кабеля стал поступать и на другие городские часы – в Зимнем дворце, в Главном штабе и в здании Министерства финансов России.
Адрес: улица 1-я Красноармейская, 1
10. Торговый комплекс «Штрих-код»
Комплекс создали зодчие из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Кстати, изначально планировалось строительство двух зданий, ещё одно должно было стоять напротив, на четной стороне улицы.
Адрес: Народная улица, 3
11. Фондохранилище Государственного Эрмитажа
Это одно из самых технически совершенных специализированных хранилищ. Фондохранилище Эрмитажа занимает площадь около 35000 квадратных метров и представляет собой целый комплекс зданий. Под крышей комплекса расположилось само фондохранилище предметов искусства, лекторий, выставочный зал и реставрационная зона. Впервые в России здесь реализован принцип открытого хранения. Это значит, что любой желающий сможет посмотреть экспонаты. Записавшись на инструкцию, хранители музея проведут по интересному маршруту внутри хранилища и познакомят с принципами устройства здания. А если вдруг станет необходима реставрация Зимнего дворца, то фондохранилище послужит настоящим спасением для перегруженного музея.
Адрес: Заусадебная улица, 37
12. Шедевр Густава Климта на стене дома в Кудрово
В рамках программы благоустройства квартала на торцевой стороне дома №7 появилась картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I». В скором времени другую сторону здания преобразит еще одна работа Климта — «Поцелуй».
13. Дом городских учреждений
Необычность сооружения заметна сразу: поражает удивительный лепной декор, а также фигуры грифонов и химер, небольшие башенки.
Как найти: на перекрёстке Садовой и Вознесенского проспекта, № 57/55 |
https://vk.com/piterbesplatno |
Добавлено спустя 1 минуту:Самые необычные малоизвестные скульптуры Петербурга
1. "Петербургский ангел".
"Петербургский ангел" в пальто и с книгой устроился на скамейке в Измайловском саду. Он вобрал в себя черты пожилых ленинградцев, которые являются образцом интеллигентности.
Место: Измайловский сад, набережная Фонтанки.
2. Нос майора Ковалева.
Интересный памятник посвящен главному герою повести Н. Гоголя "Нос". Придумал его Ризо Габриадзе в 1995 году, незадолго до того установивший около Цирка знаменитого "Чижика-пыжика". Как и персонаж повести, скульптура любит погулять. В 2002 году "Нос майора Ковалева" исчез. В 2003 году на лестничной площадке жители дома № 15 по Средней Подьяческой улице нашли беглеца и вернули на место.
Место: Вознесенский проспект, 36/11.
3. "Размышление".
Один из самых необычных памятников двора филфака — "Размышление". Его подарило в 2009 году правительство Неаполя. Скульптуру сделала Лидия Коттоне из застывшей лавы вулкана Везувий.
Место: Университетская набережная, 11.
4. Вавилонская башня техногенной эпохи.
Еще одна замечательная скульптура двора филфака СПбГУ. Кажется, в ход пошло все, что было под рукой: гаечные ключи, банки, батарейки, велосипедные шестеренки и даже рамы.
Место: Университетская набережная, 11.
5. Муму.
Трогательный "литературный" памятник установлен у кафе "Два му". Грустная собака ждет своего хозяина, а тот, видимо, как раз решает ее судьбу, сидя в харчевне.
Место: Перекресток улиц Тургенева и Садовой.
6. Влюбленная парочка.
Яркая топиарная скульптура украсила дворик на Фонтанке близ усадьбы купца Глебова. Влюбленные остается вечно зелеными, поскольку созданы из проволоки и искусственного газона.
Место: Набережная реки Фонтанки, 90.
7. Памятник Осипу и Надежде Мандельштам.
Во дворе Санкт-Петербургского университета есть монумент "Памятник любви". Композиция, представляющая парящих в воздухе поэта и его жену, создана голландским скульптором Ханнеке де Мюнк. На постаменте привлекает внимание первая строфа стихотворения "О, как же я хочу", написанного поэтом в воронежской ссылке. В ссылке тогда с Мандельштамом находилась и Надежда Яковлевна, которая не захотела покинуть супруга и разделила с ним все тяготы жизни на поселении.
Место: Университетская набережная, 11, аллея между Главным зданием и Филологическим факультетом.
8. "Мир детям".
Поющий фонтан "Мир детям" представляет собой скульптурную композицию из бронзовых детей, кружащихся в хороводе. Струи воды и монументы "танцуют" под популярную детскую музыку стран мира.
Место: Проспект Энгельса, 154.
9. Памятник "Человеку-невидимке".
Эта необычная достопримечательность — плод фантазии петербуржцев. Пустой постамент с надписью находится на набережной реки Фонтанки, напротив входа в психбольницу. Говорят, что раньше на пьедестале стоял памятник Александру II, после революции скульптуру убрали, а пустой постамент оставили.
Место: Набережная Фонтанки, 132.
10. Памятник Остапу Бендеру.
Одной из главных достопримечательностей Итальянской улицы является памятник Остапу Бендеру, который опирается на стул. Для того, чтобы набраться храбрости и реализовать задуманное, достаточно всего лишь потереть нос герою творчества Ильфа и Петрова.
Место: Итальянская улица, 2.
11. Памятник Гулливеру
Необычный памятник герою повести Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера" расположился во дворе филологического факультета СПбГУ. Бесконечная череда бронзовых Гулливеров, уменьшающихся в размере, каждый из которых в несколько раз меньше предыдущего — творение скульптора Тимура Юсуфова.
Университетская набережная, 11.
12. Памятник водовозу.
Необычный памятник установлен на Шпалерной улице у водонапорной башни, в которой сегодня располагается музей "Мир воды Санкт-Петербурга". Обиженный водовоз везет на себе бочку с водой, получив заслуженное наказание за недобросовестность - попытку продажи грязной воды по цене питьевой.
Место: Шпалерная улица, 56.
13. Памятник офисному работнику.
Памятник посвящен современным труженикам, сидящим за ноутбуками. Хоть памятнику не много лет, но он уже обзавелся своими приметами. Например, если потереть обручальное кольцо на руке менеджера, то очень скоро выйдешь замуж.
Место: Аптекарская набережная, 20.
14. Памятник трубочисту.
Скульптура установлена на стене одного из петербургских домов. Композиция представляет собой собирательный образ весёлого человека в цилиндре, обвешанного гирляндой верёвок, метёлкой и лестницей — профессиональными орудиями труда.
Место: Улица Большая Московская, 1-3.
15. Памятник конке.
Конка была первым общественным транспортом Санкт-Петербурга. В среднем вагончики вмещали 22 человек, а на втором этаже было еще 24 места только для мужчин. В 2004 году установили модель конки образца 1872-1878 годов, через год к ней добавили скульптуры двух лошадей, выполненные из пластика и бетона, а в 2009 году — скульптуру вагоновожатого.
Место: 6-я линия В.О.
16. Памятник петербургскому дождю.
Памятник стоит в "Измайловском Гостином дворе", где каждый желающий может прийти полюбоваться этим замечательным творением и попросить хорошую погоду.
Место: 1-ая Красноармейская улица, 15.
17. Ангел в Любашинском
В саду расположена беседка, в которой находятся четыре скамейки. На одной из них с самого открытия фонтана поселился ангел, а на крыше конструкции «приземлилась» скульптура воробья. |
https://vk.com/piter_events |
|
Добавлено спустя 3 минуты:Места, которые не знают даже многие петербуржцы:
Дворик филфака СПбГУ
По инициативе декана филфака во дворике факультета была установлена скульптура Арсена Аветисяна «Размышление о Mаленьком Принце». А в результате вокруг этой поэтичной статуи, созданной безвременно погибшим автором, вырос целый Парк современной скульптуры.
Тем, кто хочет увидеть самые необычные скульптуры города на Неве, необходимо побывать не в его музеях и парках, а во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета.
Среди скульптур не только памятники поэтам и литературным героям (есть, например скульптура гоголевского Носа), что было бы логичным для оформления филфаковского двора. Здесь и маленькая бегемотиха Тоня, и огромная улитка, и веселая такса в полтора метра длиной, а еще тоненькое и хрупкое Древо мира, Фонтан любви и Скамья советов - все скульптуры и композиции далеки от классических образцов и оригинальны.
Начало этой коллекции положила мемориальная доска Ксении Петербургской, установленная на фасаде школы при СПбГУ в 2000 году. А официальное открытие произошло двумя годами позже с установкой скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце». Сейчас в этом дворе можно увидеть несколько десятков экспонатов. Для посетителей он открыт только по субботам с тринадцати часов.
— Университетская наб., д. 11
ст. м. Василеостровская
_______________________________________________________|
https://vk.com/piterbesplatno |
Добавлено спустя 10 минут:10 небанальных шедевров модерна в Петербурге
Модерн наряду с классицизмом — одни из самых распространенных архитектурных стилей, в которых исполнено множество зданий города на Неве. Поэтому мы решили рассказать о самых нестандартных и небанальных постройках в стиле модерн: от разрушающихся забросов до вполне парадных и известных домов.
1. «Особняк стоматологов»
Петроградская сторона уже давно негласно считается некой сокровищницей или попросту заповедником петербургского модерна. И правда: здесь взору внимательных горожан, практически на каждом шагу открываются чудесные образчики этого архитектурного стиля. Так, на улице Рентгена стоит настоящий эталон русского модерна - особняк инженера Транссибирской магистрали, под крышей которого вот уже много лет скрывается стоматологическая поликлиника № 17. Именно поэтому некоторые жители иронично именуют его особняком стоматологов. Особняк, поражающий воображение изобилием асимметричной композиции, свободной группировкой окон и орнаментом решеток балконов, был построен в 1907 году для инженера путей сообщения С. Н. Чаева. Над проектом здания трудился архитектор В. П. Апышков. В 1935 здесь расположилась зубная поликлиника, существующая и по сей день. Поликлиника была известна на весь Петербург и даже в годы войны не прекращала своей работы ни на минуту.
Адрес: ул. Рентгена, 9
2. Усадьба купца Елисеева
Во всем своем богатом и причудливом убранстве этот дом на берегу реки Оредеж как будто сошел со страниц волшебной повести и напоминает сказочный терем-дворец. Снаружи красивейший замок с полукруглыми башенками украшен разноцветными мозаичными плитами, окна венчают разнообразные арки, а на каждом балконе стоят изящные решетки-ограды. Дом был построен в начале ХХ века в стиле северный модерн по проекту архитектора Тавлинова для семейства купцов Елисеевых. После Октябрьской революции усадьба была конфискована, в августе 1925 года здесь открылась опытная сельскохозяйственная станция, которую в 1956 году преобразовали в Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Потом особняк забросили, и вот уже долгое время он простаивает в запустении.
Адрес: деревня Белогорка
3. Романтический особняк архитектора Шретера
На набережной Мойки стоит весьма очаровательный дом с башенкой, украшенный керамической плиткой. Этот аккуратный особняк, будто бы переместившийся с узких улочек старинных европейских городов, венчает огромный треугольник и циркуль, но символ вовсе не связан с масонами, как могло бы показаться искушенному прохожему, он всего лишь рассказывает о профессии обитателей этого удивительного домика. Особняк, исполненный в стиле близком к кирпичному модерну, в 1891 году построил достаточно известный архитектор Виктор Александрович Шретер для себя и своей семьи. При разработке проекта зодчий постарался максимально передать дому романтические черты старой Европы и можно с должной уверенностью сообщить, что ему это прекрасно удалось.
Адрес: наб. реки Мойки, 114
4. Усадьба Крузеля
В начале 19 века здешние места облюбовал петербургский заводчик Крузель. Здесь неподалеку от озера и расположилась его богатая усадьба в духе модерна. Владелец бесследно пропал в Революцию 1917 года, после этого в здании располагался небольшой пансионат, туберкулезный санаторий, место размещения бойцов красной армии, и снова дом отдыха. Сегодня некогда пышная усадьба совсем заброшена.
Адрес: близ нас. пункта Победа (Каннельярви), Выборгский район
5. Римско-католическая церковь во имя Сердца Иисуса
Традиционную католическую церковь построили по проекту Стефана Петровича Галензовского в 1917. И хотя все работы были окончены и церковь начала функционировать, по сути здание так и не было окончено - дело в том, что по первоначальному проекту предполагалось, что у храма появится две высокие готические башни-колокольни, устремленные в небо. Однако пожертвований так и не хватило, поэтому пришлось довольствоваться чем есть. Хотя, конечно, каждый согласится, что некоторая незаконченность, словно недосказанность, придает церкви особую изюминку. Как и многие другие храмы, после революции римско-католическую церковь во имя Сердца Иисуса пришлось закрыть, однако причиной стало не заселение какой-нибудь организации, а самый банальный пожар 1937 года. До 1970-х здание пустовало, затем под его крышей размещался трест "Спецстрой". Сегодня здесь вновь располагается церковь, исполняя свое историческое предназначение.
Адрес: Бабушкина ул., 57
6. Дача Важеевской
К сожалению, не так уж и много достоверной информации сохранилось об этой яркой сказочной даче в силе модерн. Однако предполагается, что постройкой дома занимался знаменитый архитектор Сергей Григорьевич Гингер. Такое заключение краеведы сделали, проведя параллель между манерой исполнения дачи и периодом постройки других деревянных домов работы Гингера. Дача представляет собой огромную избу на манер традиционного русского народного творчества, в архитектуре которой отчетливо проглядываются элементы стиля модерн. И без того сказочный дом обильно украшен резными декоративными элементами, а кое-где встречаются даже яркие рисунки. Последние, к слову, по предположениям множества краеведов, могли быть выполнены по рисункам знаменитого русского живописца и мастера исторической и фольклорной живописи — Виктора Михайлович Васнецова.
Адрес: ул. Андреева, 12
7. Библиотека Института экспериментальной медицины
По проекту архитектора Люцедарского в 1913 году в Петербурге построили здание библиотеки Института экспериментальной медицины, которое исполнили в стиле модерн, ни на секунды не забывая о предназначении постройки - так появляется прямоугольное хранилище и овальный читальный зал. Хотя самой примечательной деталью библиотеки по праву можно назвать декоративные украшения фасада, которые появились благодаря художнику-керамисту - Ваулину Петру Кузьмичу. Портал, ставший великолепным дополнением "серой" библиотеки, был создан для выставки в Дрездене, а затем был перевезен в Санкт-Петербург. Здесь можно увидеть громадный герб Российской Империи в окружении сказочной птицы сирин, единорогов, грифонов и орлов.
Адрес: Академика Павлова ул., 12
8. Дом княгини Кугушевой
На Каменном острове есть много красивых зданий, и среди них - дом княгини М. К. Кугушевой. Здание, построенное в 1895 году по проекту архитектора Прейса в стиле модерн, окружает живописный парк. После революции дом отдали под коммунальные квартиры, а в 1971 году зданию потребовался капитальный ремонт, и квартиры расселили. В 1973 году здесь открыли детскую художественную школу им. Кустодиева, которая находится в доме и сейчас.
Адрес: Боковая аллея, 1
9. Оперный зал Народного дома
В 1910 году к "Заведению для народных развлечений императора Николая II" или Народному дому пристроили крыло, где расположили оперный зал. Пристройку исполнили в духе петербургского ретроспектевизма по проекту архитектора Люцедарского, который в общем-то и создал все это великолепие, увенчанное стеклянным куполом. Непосредственно оперный зал вошел в историю, как оперный театр, в котором выступали Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов. После революции в 1938 году в Оперном зале заработал "Мюзик-холл", который можно найти здесь и по сей день. А другие части Народного дома отвели под Планетарий и кинотеатр "Великан", правда случилось это позднее - в 50-70-ых годах.
Адрес: Александровский парк, 4
10. Императорский гараж
Гараж был построен в 1907 году по случаю приобретения Императорским домом двух новеньких автомобилей марки "Делоне-Бельвиль". Конечно, глядя на этот английский коттедж с имитацией фахверка, общая площадь которого достигает 1 000 квадратных метров, сегодня сложно сказать, что перед нами прозаичный гараж. Однако в свое время архитектор Данини Сильвио Амвросиевич построил его именно таким, чтобы он не только радовал глаз, но и стал вторым домом для служащих гаража.
Адрес: Академический пр., 4 |
https://vk.com/piterbesplatno |
Добавлено спустя 1 минуту:Памятники императорам в Петербурге.
Санкт-Петербург сразу строили как столицу Российской империи. Может быть, поэтому в нашем городе есть памятники почти всем русским императорам и императрицам. Мы расскажем о самых больших и самых неприметных.
1. Памятник Петру Первому - пл. у Инженерного замка, Садовая ул., 2.
Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент еще при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить к 1747 году. Долгое время памятник искал пристанище. В итоге его поставил Павел Первый напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду – правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая»).
2. Медный всадник - Сенатская площадь.
Главный (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине Второй, которая считала его самым главным российским правителем. Постамент сделали из гром-камня, найденного казенным крестьянином Семеном Вешняковым. Существует поверье, что пока памятник Петру находится на своем месте, с городом все будет хорошо.
3. Памятник Петру I работы Шемякина - Петропавловская крепость.
Скульптура была установлена в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли. Это самый неординарный и обсуждаемый памятник города.
4. Анна Иоанновна с арапчонком - Государственный Русский Музей, Инженерная ул., 4.
Это одно из главных произведений Карло Бартоломео Растрелли, скульптора, вызванного в 1716 году Петром Первым в Петербург, автора первого памятника великому императору. Считается, что скульптура Анны Иоанновны является вершиной творчества Растрелли, одним из самых филигранных его произведений.
5. Памятник Елизавете Петровне - г. Балтийск, берег моря.
В Петербурге памятников Елизавете Петровне нет. Самый знаменитый памятник императрице установлен в 2004 году в городе Балтийске, что в Калининградской области. Это часть историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт». Императрица изображена на коне в форме лейб-гвардии Преображенского полка (именно так она была одета во время дворцового переворота, который привел ее к власти). Памятник поставили в честь побед русской армии во время Семилетней войны, когда территория Восточной Пруссии, где находится Балтийск, на короткое время стала областью Российской Империи (любитель всего немецкого Петр Третий потом вернул ее пруссакам за просто так, что вызвало недовольство в русском обществе).
6. Памятник Екатерине II в Катькином саду - площадь Островского.
Торжественное открытие памятника великой императрице Екатерине состоялось в 1873 году. У основания монумента, находятся фигуры известных деятелей России второй половины XVIII века: военачальники Суворов и Потемкин, граф Румянцев, поэт Державин, президент Академии художеств Бецкий, княгиня Дашкова, возглавлявшая Академию наук и Российскую академию; Орлов, глава Коллегии иностранных дел Безбородко и флотоводец Чичагов.
7. Памятник Павлу I - пл. у дворца Павла Первого в Гатчине.
Существует два памятника Павлу I работы скульптора Витали, абсолютно идентичные. Первый был установлен в 1851 году напротив Гатчинского дворца, где провел свою молодость будущий император. Второй — около дворца в Павловске. Сам Павел был списан скульптором с самого знаменитого парадного портрета императора 1796 года.
8. Александровская колонна - Дворцовая площадь.
Существуют и обычные памятники Александру I. Например, в Финляндии. При этом в самом Петербурге большого памятника одному из самых печальных императоров на российском троне так и не появилось. Зато есть Александровская колонна. Считается, что скульптор Орловский намеренно придал ангелу на ее вершине черты лица Александра I.
9. Памятник Николаю I - Исаакиевская площадь.
Этот памятник работы Клодта уникален хотя бы по той причине, что у лошади, которая несет императора, всего две точки опоры. Но были связаны с этим монументом неприятности. Например, когда придумывали памятную надпись для него, какой-то аноним прислал предложение написать «За 18 февраля 1855 года» (день смерти Николая Первого): настолько не любили императора в русском обществе.
10. Памятник Александру II - Суворовский пр., д. 32б.
Этот монумент является подарком Украины Петербургу к его трехсотлетию, а также точной копией знаменитого памятника царю-освободителю, который был установлен в Киеве в 1910 году и стоит во дворе местного городского музея.
11. Памятник Александру III - Миллионная ул., 5/1, двор Мраморного дворца.
Скульптор Паоло Трубецкой утверждал, что не занимается политикой и просто «изобразил одно животное на другом». Действительно, памятник Александру III, открытый в 1909 году на Знаменской площади (будущей Восстания), был далек от привычных парадных монументов российских царей: массивное и грузное императорское тело водрузилось на такого же мощного коня. Это не вздыбленные лошади Петра и Николая, это не прогресс, а стабильность, помноженная на государственную мощь (Александра III до сих пор зовут «самым русским царем» и хвалят за то, что страна при нем не воевала). «Бегемот на комоде» — это из знаменитой загадки — простоял на площади еще двадцать лет после революции. В 1927 году его даже использовали для торжеств, поместив в клетку. Сегодня он установлен во дворе Мраморного дворца: что примечательно, на месте революционного броневика.
12. Памятник Николаю II - Лиговский пр., 128.
В Петербурге есть даже памятник последнему российскому императору, которому неохотно ставили монументы и после 1991 года. Инициатива принадлежала приходу Крестовоздвиженской церкви, около которой бюст и установлен. Скульптор пользовался только фотоизображениями императора.
13. Памятник Николаю Второму и Александре Фёдоровне - Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), наб. Обводного канала, 116.
Ещё один памятник Николаю Второму, где он изображён вместе со своей супругой. Монумент появился в 2013 году, в честь 400-летия Дома Романовых и к 120-летию бракосочетания царской семьи. Расположение сооружения весьма символично: в 1904 году по проекту, лично утверждённому Николаем Вторым, именно здесь была осуществлена закладка каменного храма на Обводном канале, которую приурочили к десятилетию царской свадьбы.
Средства на создание живописного монумента были собраны прихожанами храма, а посвящён он не только царской чете, но и всем семейным парам, чья сила любви и верности друг другу достойны памятника.
______________________________________________ |
https://vk.com/piterbesplatno |
Добавлено спустя 1 минуту:Коты Ленинграда в блокаду.
В 1942-м году осажденный Ленинград одолевали крысы. Очевидцы вспоминают, что грызуны передвигались по городу огромными колониями. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. С крысами боролись: их расстреливали, давили танками, были созданы даже специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с напастью не могли. Серые твари сжирали даже те крохи еды, что оставались в городе. Кроме того, из-за полчищ крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие «человеческие» методы борьбы с грызунами не помогали. А кошек — главных крысиных врагов — в городе не было уже давно. Их съели.
Немного грустного, но честного
Поначалу окружающие осуждали «кошкоедов». «Я питаюсь по второй категории, поэтому имею право», - оправдывался осенью 1941 года один из них. Потом оправданий уже не требовалось: обед из кошки часто был единственной возможностью сохранить жизнь.
«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», - записал в своем дневнике 10-летний мальчик.
«Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады», - говорит Зоя Корнильева.
«В нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота Максима на съедение чуть ли не каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…»
«У нас был кот Васька. Любимец в семье. Зимой 41-го мама его унесла куда то. Сказала, что в приют, мол, там его будут рыбкой кормить, а мы то не можем...Вечером мама приготовила что то на подобие котлет. Тогда я удивилась, откуда у нас мясо? Ничего не поняла....Только потом....Получается, что благодаря Ваське мы выжили ту зиму...»
«Глинский (директор театра) предложил мне взять его кота за 300 грамм хлеба, я согласился: голод дает себя знать, ведь вот уже как три месяца живу впроголодь, а в особенности декабрь месяц, при уменьшенной норме и при абсолютном отсутствии каких-либо запасов продовольствия. Поехал домой, а за котом решил зайти в 6 часов вечера. Холодина дома страшная. Термометр показывает только 3 градуса. Было уже 7 часов, я уже было собрался выйти, но ужасающей силы артиллерийский обстрел Петроградской стороны, когда каждую минуту ждал что вот-вот, и снаряд ударит в наш дом, заставил меня воздержаться выйти на улицу, да притом и находился в страшно нервном и лихорадочном состоянии от мысли, как это я пойду, возьму кота и буду его убивать? Ведь до сих пор я и птички не трогал, а тут домашнее животное!»
Кошка значит победа
Тем не менее, некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила. Одна бывшая блокадница вспоминала, что в марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька. 12-летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», - вспоминала эта женщина много лет спустя.
Мохнатый спецназ
В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала, "Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...». Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить «пятую колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников.
Как только была прорвана блокада в 1943 году, было принято решение доставить в Ленинград кошек, года вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Часть кошек была выпущена тут же на вокзале, часть была роздана жителям. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило.
В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей, зарплата сторожа составляла 120 рублей).
16-летняя Катя Волошина. Она даже посвятила блокадному коту стихи.
Их оружие - ловкость и зубы.
Но не досталось крысам зерно.
Хлеб сохранен был людям!
Прибывшие в полуразрушенный город коты ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продовольственных складов.
Кот-слухач
В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.
Кошачья мобилизация
Как только блокада была снята, прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев. «Кошачий призыв» прошел успешно. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей - очистили Эрмитаж от грызунов.
О котах и кошках Эрмитажа заботятся. Их кормят, лечат, но главное - уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов Эрмитажа. Этот фонд собирает средства на разные кошачьи нужды, организует всяческие акции и выставки.
Сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от грызунов.
Кошачье сообщество имеет четкую иерархию. Тут есть своя аристократия, середнячки и чернь. Коты делятся на четыре отряда. Каждый имеет строго отведенную территорию. В чужой подвал не лезу - там можно схлопотать по морде, серьезно.
Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все сотрудники музея. Но дают имена именно те женщины, которые их кормят. Они знают историю каждого в подробностях. |
https://vk.com/piterbesplatno |