Сначала было место.
Этот рассказ получился не совсем о том , что
пассажир не видит . А о том , что увидеть теперь наяву невозможно . Можно только на старых фотографиях. Время неумолимо бежит вперёд изменяя и нашу жизнь и город в котором мы живём.
Сегодня , наш город без метро ?.... непредставимо ! А ведь было такое время.
15 ноября метрополитен отмечает день своего рождения. Вернее сказать - "начало трудовой деятельности". Всё началось гораздо раньше.
21 января 1941 года образована "Дирекция Строительства № 5 НКПС". К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола; летом велась проходка подходных тоннелей, также были начаты работы по проходке подземных вестибюлей станций первой линии. Первоначальным проектом было предусмотрено строительство линии общей протяженностью 16,5 км из двенадцати станций глубокого заложения :"Автово", "Кировский завод", «Сад 9 января", "Площадь Стачек", "Балтийский вокзал", "Технологический институт", "Витебский вокзал", «Площадь Нахимсона", "Площадь Восстания", "Кирочная", "Финляндский вокзал" и одной станции мелкого заложения "Бабурин переулок", за ней предполагалось строительство электродепо. Пуск первой очереди был намечен на декабрь 1942 г.
Строительство метро стало менять привычный для того времени облик центральных районов города. Как это выглядело ? Я предлагаю вам совершить небольшой "экскурс" по давно знакомым и известным местам. Совсем небольшой маршрут по Центральному району , который и пешком можно пройти ..."Поднять" всю тему (одному), оказалось просто невозможно. (Сейчас в городе 78 станций). Чем дальше я "отходил" , тем больше появлялось фактов и информации , которую я не то что не видел , а даже не подозревал об их существовании.
И ещё. Само метро постоянно меняется. Растёт. Это всё очень сложно. Появляется новая техника и оборудование....технологии. А вот внешний вид станций , на мой взгляд , меняется не в лучшую сторону.
Чрезмерное обилие рекламы и рекламных конструкций. Разноцветные указатели , наклейки и обозначения. Да ещё и на английском... "way out" ,"ticket office" и прочая дребедень. Что петербуржцы перестали быть грамотными ? И какая линия , могут определить только по цветной полосе на стене станции ? А ведь многие станции , это настоящее произведение искусства. Задумка архитектора. Труд метростроевцев. Но вестибюли продолжают забиваться банкоматами , торговыми точками ,"ското-направляющими" загородками для пассажиров...и пр.
Поэтому , я старался не использовать современных фотографий. А те что вы увидите взяты в основном с :
https://www.citywalls.ru/https://pastvu.com//humus.livejournal.com/
Или просто при помощи методичного поиска в Яндексе.
*********************************************************************************************
Первый поезд с пассажирами отправляется со станции метро "Автово". Фото: Н. Науменков, П. Федотов
Пригласительный билет для проезда в Ленинградском метрополитене в дни празднования 38-й годовщины Октябрьской революции. Ноябрь 1955 года
Юбилейный Монетовидный жетон «Ст. метро „Площадь Восстания“. Ленинградское метро»
В полдень 15 ноября 1955 года на станции "Площадь Восстания" прошел торжественный митинг, после чего было открыто регулярное движение поездов по маршруту "Площадь Восстания" – "Автово"
Любой источник в сети вам скажет , что наземный павильон станции метро "Площадь Восстания" построен на месте Знаменской церкви. И могут даже добавить , что он немного напоминает храм .
Знаменская церковь .1865– 1870 Автор:А.Ф.Лоренс
Павильон станции метро "Площадь Восстания" 1996
Почему же создаётся такое впечатление. Ведь снаружи , здания совершенно разные по архитектуре.
Но мощь и добротность постройки здания станции метро "Площадь Восстания" (одно из проектных названий: "Московская") , выполненному по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова , нисколько не уступают храму стоявшему на этом месте.
Первая Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759
22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца.
В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова.
В 1805 г. указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями.
Знаменская церковь .Художник А.Фосс.1846 год
Кто подробно хочет ознакомится с историей храма тут:
https://www.citywalls.ru/house9772.html ... 02p5jf9h10Церковь была закрыта в марте 1938 г. В Марте 1941 г. церковь была взорвана. Существует устойчивое мнение , что храм был снесён чтобы освободить место именно для станции метрополитена "Площадь Восстания".
Но есть и другая информация о проекте реконструкции бывшей Знаменской церкви под здание Ленинградского Промстройпроекта
арх. Голубовский Л.Г., Каценеленбоген Т.Д.
Предлагалось максимально использовать фундамент и несущие конструкции храма для возведения этого монументального проекта.
Рецензия на Проект реконструкции бывшей Знаменской церкви под здание Ленинградского Промстройпроекта.
Журнал "Архитектура Ленинграда" 1940 №2
Но что сделано , то сделано. Логичнее было бы вывести наклонный ход станции в непосредственной близости от вокзала. Где-нибудь на Лиговском проспекте. Что и пришлось сделать в 1960 году.
27 июня 1941 года строительные работы были приостановлены, метростроевцы были направлены на строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Вскоре все пройденные выработки были законсервированы методом "мокрой" консервации, т.е. затоплены водой для предотвращения обрушения.
***************************************************************************************
На этом фото военных лет идёт разборка площадки где стояла церковь. Но посмотрите внимательнее . Слева , за работающими - ДОТ ! Это поразительно , самом центре города ! Нельзя не преклоняться мужеству Ленинградцев отстоявших свой ...наш город в ту страшную войну.
Под дот переделана капитальная конструкция трамвайной станции с общественным туалетом.
Трамвайный павильон, совмещенный с общественной уборной, на площади Восстания 1927
Разборка дота на площади Восстания 1945
Ленинградцы разбирают ДОТ у Московского вокзала на Лиговском проспекте.
В ЦГАКФФД: Ар 99490 (1945 г., Трахтенберг Давид Михайлович)
Я раньше , вообще, был уверен что храм сносили под конкретное строительство метро, и до открытия станции там был забор ..Ну или разровненная площадка. Оказывается там был сквер...
Предположительно 1948 год. Площадка снесенной Знаменской церкви
На этих снимках хорошо виден фундамент снесённого храма. (Об этой интересной детали чуть позже)
Вид площади Восстания. 1948 г
А вот слева , немного странноватый , похожий на памятник объект. Это , один из трёх сохранившихся фонтанов-поилок , построенных для наших мест по проекту Тома де Томона . Ему уже больше двух сотен лет. За свои годы фонтан немало "путешествовал. Изначально он стоял на Царскосельской дороге и был предназначен для уставших в пути лошадей. Поилку выполнили в виде античной стелы из серого и розового гранита. На лицевой ее стороне в камне высекли маску Нептуна, трезубец и дельфина, из пасти которого текла вода.
С началом строительства наземного вестибюля , его перенесли в Московский парк Победы. После отправили в хранилище фонда Государственного музея городской скульптуры.К 300-летию Петербурга его поставили на Сенной площади.(Вроде он и сейчас там , дожидается очередной реконструкции Сенной).
Строительство наземного вестибюля станции "Площадь Восстания" 1953
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
За почти сорок лет работы в метро , на этой станции ...мне доводилось бывать....уж и не знаю сколько раз...
Я не верующий и к другим суевериям отношусь спокойно. Раньше не задумывался даже , а теперь , когда проходишь верхний вестибюль , появляется странное ощущение какой-то "нереальности"...параллельного мира.
В центре снимок храма 1918 года. Слева и справа 1955 год. Уходящее в верх пространство купола. Колонны поддерживающие изогнутый антаблемент. Сопоставимый объём и пространство помещения...
Через неприметную для пассажиров дверь , по крутой лестнице вниз отправляемся в машинное отделение эскалаторов.
Или в подвалы церкви ирреального мира ? Никогда не был в церковных подвалах. Ну разве в Казанском соборе. В подвалах которого раньше располагался музей "Истории религии и атеизма".
Такие... , "загруженные" знаниями и ...по-медитировав чуток в вестибюле , попадаем в наше...."рurgatorium", где и пребывают наши души ...до конца рабочего дня.
Но в нашем "подвале" всё реально и давным-давно знакомо.
Эскалаторы "ЛТ-1" 1955 года выпуска (почти ровесники!) производство завода "Красный металлист" (Ленинград)
Крутят свои миллионы уже километров пробега , перевозя пассажиров.
А что бы всё также хорошо и продолжалось , есть у нас и специальный "иконостас".
Техника , конечно уже не совсем новая. Но сейчас уже на очень многих станциях установлены новые щиты управления - Частотно-регулируемая СУЭ с построением логики работы на ПЛК. (серьёзная вещь , с обычными "молитвами" и не сунешься.)
А если что не так...ТО путь в "преисподнюю" вот он рядом...
И крышечкой...сверху ...такой небольшой , чтобы не сбежали..
Кстати , в многих источниках идёт полемика. использовался ли фундамент церкви при постройки станции ?
Станция , типа на горушке стоит , хоть и малозаметной. Так вот. Для размещения машинного зала был выбран грунт на глубину не менее шести метров. (Не скажу совсем точно , надо проект смотреть , это так визуально)
Фундаменты храма имели в плане широкий крест , а станция круглая. И ещё.. Никакое святое...намолённое место , не говоря о церковном фундаменте , не рассчитывалось на защиту от ядерного ядара. (на мощности того времени).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
А теперь перейдём на Сенную...Здесь происходила очень похожая с Площадью Восстания история.
Здесь находилась Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Спас на Сенной.
Это любимый объект для рассуждений определённо настроенного круга людей. Процитирую наиболее корректное их высказывание :
"К сожалению, во время очередной антирелигиозной кампании Хрущёва, в 1961г. храм был варварски взорван, как тогда утверждалось, ради строительства метро (хотя, что мешало построить метро чуть подальше от здания храма, история умалчивает)".Как правило , что-то объяснять и доказывать этим людям бесполезно. Их кроме своего мнения мало что интересует.
Но историю нельзя воспринимать односторонне. Тем более , если не был сам тому свидетелям.
У храма "Спас на Сенной" , хоть он и являлся старинной доминантой всей площади , удивительно....неудачная судьба.
Предполагается , что автором первоначального проекта церкви является архитектор Андрей Васильевич Квасов.
А строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина).Это и определило дальнейшую судьбу храма. Надо было быстро , много и "там где я хочу".
1753-1761 - арх. Квасов Алексей Васильевич. Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни.
1816-1817 - арх. Руска Луиджи - создал проект частичной переделки здания.
Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.
1833- 1835 - арх. Мельников Авраам Иванович- переделаны купола и своды церкви;
В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики.
В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры
В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма
1867 - арх. Карпов Григорий Иванович - перестройка
1901-1904 - арх. Карпов Григорий Иванович - пристройка притворов
Все эти многочисленные архитектурные ухищрения по подпорке "расползающегося" на неудачном месте храма , положительного результата , практически не дали.
Церковь была огромна и посещаема , но в результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу 20 века архитектура здания совершенно утратила стилистическое единство.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Спас на Сенной
Фотография 1860-х гг. из собрания Эрмитажа
Вид на вестибюль метро "Площадь Мира" 1963
Если с фотографией церкви было попроще. Надо было только выбрать вид , который на мой взгляд более оригинальный. То вот с изображением павильона метро оказалась целая проблема. Сенная , это такое место , которое никогда не имело постоянного облика. Рынки , рынки,....стройки...рынки. Здания сносят , перестраивают. Тут и суеверным не надо быть. Какая-то своеобразная аномалия. Не зря храм "не желал" стоять здесь. Но и со станцией метро , примерно та же история. "Площадь Мира" строили по-быстрее и по-дешевле.
. Вестибюль выстроен не прямо на месте взорванного храма, но рядом с его фундаментом: на него заходит лишь левый край ступеней.
Только в отличии от станций первой линии , он тесна и неудобна. Как для пассажиров , так и для работников метро. Средства затраченные на ремонты и с содержание оборудования в нормальном состоянии , давно уже превысили экономию при постройке.
Два других наклона на этом узле : "Садовая" и "Спасская" , ничем особенно не выделяются. Они не "заняли" чьё-то место. А вот пересадочные на "Спасскую" ! Головная боль метрополитена с самого рождения. Ярчайшие представители "спасской" аномалии. Что бы когда , все восемь , этих замечательно гремящих эскалаториков были исправны ?...
Но больше всего , в этом неординарном месте меня поражает явление ..."спасские грабли" ! В 2011 году началось активное развитие проекта восстановления Храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади.
В том же году начались работы по восстановлению храма. Перед строителями стояла задача вскрыть асфальт и рассчитать примерное расположение собора. Оказалось, что старый фундамент не был разрушен. И пишут , что скорее всего , Спас на Сенной восстановят на старом фундаменте.
Ну да им виднее . С начальством не спорят. Тем более , мы как раз мимо проходим
На большом месте сидеть — надо ум иметь...раз
Артель без вожака, что топор без держака....два
Хозяйство крепкую руку любит....
Начальства много, а толку мало...э, нет-нет это не подходит
Начальник всему делу печальник....это вроде тоже..Лучше всех ещё Пётр Великий наказал. Триста лет прошло , работает !
"Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство"..Управление метрополитена Санкт-Петербурга
При постройке этого здания со встроенной станцией метрополитена "Технологический Институт" никаких культурных ценностей утрачено не было. Место доходного дома , купца-мануфактурщика Рулёва , постройки середины 19 века , подошло идеально.
Доходный дом Н. М. Рулева Фото 1949 г.
Станция метрополитена "Технологический институт"
Наземный вестибюль. Фото 1957 г.
А сейчас , наконец-то ! После длительных проволочек начата реконструкция наклонного хода с заменой эскалаторов. Такой кардинальной реконструкции требуют уже очень многие станции.
Сооружение эскалаторного тоннеля станции "Технологический институт" 1950 фотограф Г. Кельх
***********************************************************************************
"Пушкинская» считается одной из красивейших станций метрополитена Санкт-Петербурга.
Первоначально станции предполагалось дать наименование "Витебский вокзал", расположенный поблизости от выхода из её вестибюля. Поезда с этого вокзала отправлялись в сторону города Пушкин – одной из жемчужин в ожерелье пригородов Петербурга. Поэтому название станции постепенно трансформировалось в "Пушкинскую", а её внутреннее оформление стало полностью соответствовать имени и напоминать пассажирам о великом русском поэте.
Слева:Проект. 1952 г.Станция метрополитена "Пушкинская"
Казармы лейб-гвардии Семеновского полка . Офицерский корпус
Управление Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
фото Зиверта. Союзфото 1935 г.
При проходке наклонного хода станции "Пушкинская" возникли технические сложности – замораживающий контур не дал ожидаемого эффекта, вследствие чего часть сооруженного наклонного тоннеля оказалась затопленной грунтовыми водами. На ликвидацию последствий прорыва плывуна и повторное замораживание потребовалось дополнительное время, поэтому, хоть станция формально и входит в состав участка первой очереди, её открыли на полгода позже - 30 апреля 1956 года.
Стоит также добавить, что в день открытия метрополитена, 15 ноября 1955 года, а также в дни обкатки, поезда останавливались на станции и первые пассажиры подземки, а также те счастливчики, которые были удостоены прокатиться на метро по пригласительным билетам до его официального открытия, могли выйти на платформу станции и полюбоваться её красотой; однако выход в город по понятным причинам был невозможен. Вполне вероятно, что станция была открыта для осмотра первые несколько дней, после чего закрылась на достройку до апреля следующего года.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А на плацу лейб-гвардии Семеновского полка нашлось место для ещё одной станции нашего метрополитена.
Станция метро Звенигородская
Ох , не зря это место столько лет занимал просто плац. Хотя солдаты не одну сотню лет утрамбовывали землю строевым шагом . Но как и на "Пушкинской", во время прохода наклонного хода строители столкнулись со сложными геологическими условиями. Им пришлось пройти многочисленные водоносные слои грунта. Для этого применялась новая технология, которая была разработана петербургскими специалистами. Грунт не только замораживали, но и закрепляли с помощью скважин, куда загонялся цемент под высоким давлением. На выполнение этих работ ушло более полутора лет.
"Звенигородская" была введена в работу без выхода на поверхность. Наклонный ход был не готов, и выйти в город пассажиры могли, перейдя по переходу через станцию "Пушкинская". Наземный вестибюль с четырьмя эскалаторами открылся ровно через год после ввода объекта в эксплуатацию.
Почетный караул и оркестр у ворот казарменного двора в день приезда А.Ф.Керенского на митинг и парад запасного батальона Лейб-гвардии Семеновского полка. 21 июля 1917 г., Фотография ателье Буллы
Интересно , здание казармы стоит и сейчас на углу Звенигородской и Загородного. "Семёновцам" теперь вообще два шага до метро !
**********************************************************************************
То что Лиговка когда-то была легендарным криминальным районом нашего города слышали , наверное все.
Но я не люблю эту тему. Если хотите посмотрите сами вот тут :
https://shkolazhizni.ru/world/articles/94244/Меня с Лиговским проспектом связывают воспоминания детства, юности и конечно работа на станциях метрополитена , расположенных на Лиговском проспекте.
Станция "Обводный канал" расположена на 5-ой линии Фрунзенского радиуса. Вестибюль станции размещен на первом этаже многоэтажного здания ТК.
На этом месте в 1914 году по проекту архитектора М.Ф. Покорного было построено здание кинотеатра, которое являлось частью неосуществленного проекта 1911 года, по которому автор предполагал оформить выезд из центра города по Лиговскому проспекту двумя приметными зданиями. Эти планы нарушила Первая Мировая война и революция. До революции кинотеатр назывался "Нордъ"
Кинотеатр "Гудок" 1939
В 30-е годы он стал носить название "Гудок", а потом "Север" и продолжал работать даже в годы войны, в блокаду. По одной из городских легенд, в начале века тапёром на сеансах подрабатывал сам Шостакович. Правда, документальных подтверждений этому нет. Но самое главное, перед входом в кинозал стоял северный олень в натуральную величину. Как теперь уверяют исследователи городского фольклора, это был тот самый олень, который снимался в фильме по сказке Андерсена "Снежная королева". Эти исследователи совершенно
правы. Олень там был шикарный. Мои родители собрались в "киношку" на "Путь в Сатурн". И очень беспокоились , досижу ли я спокойно до конца сеанса. Напрасно. Мы с детства фильмы на военную тематику любили. И я думал , что и после кино опять мимо оленя пойдём. Обломалось ! Выходные двери прямо на улицу...
Здание "Театра нерешенных проблем" (бывший кинотеатр "Север") 1989
После 1995 г.....тут добавить нечего
*******************************************************************************************
Строительство наземного вестибюля станции "Лиговский Проспект" потребовало сноса нескольких зданий.
Это , как теперь называют - доходные дома. Место обжитое с плотной застройкой.
Дом на углу Чубарова пер.(Транспортного пер) и Лиговской ул. после пожара в дни Февральской революции. 1917 год.
Дома подготовленные к сносу для строительства станции метро "Лиговский проспект" 1985
Про этот угловой дом говорили , что в него попала немецкая бомба. И уж после этого восстанавливать больше не стали. До строительства метро там был небольшой сквер , даже с фонтаном.
Надо сказать , что это были довольно приличные строения прошедшие капремонт в конце шестидесятых. Это место я очень хорошо знаю. В доме номер 90 жили мои бабушка и дедушка. Родился и вырос мой отец. Сейчас , точно на этом месте находится машинный зал эскалаторов.
Правда квартира была на втором этаже , а в машинный зал надо спуститься на почти два этажа вниз.
В то шебутное время , снос домов вызвал большой общественный резонанс. Активисты организации "Экология рядовой архитектуры" пытались захватить и забаррикадировать здания, но спасти доходные дома на Лиговке им так и не удалось.
Наземный павильон встроен в пятиэтажное административное здание метрополитена.
В 2014 году станция была закрыта на ремонт. Геодезическое обследование выявило осадок наземного вестибюля, что потребовало усиление фундамента. Помимо этого, была заменена рампа наклонного хода.
Вот такое не простое "метростроение" в этом районе города.
**************************************************************************
А где у нас проектируют строительство метрополитена ? Ясное дело , в ОАО "Ленметрогипротранс", ОАО "ЛМГТ" ул. Большая Московская, дом 2. Там же и станция метрополитена "Владимирская".
Доходный дом церкви "Владимирской Божьей матери" 1877 - арх . Геккер фон В. Ф. Фото 1938 г.
В 1955 г. на месте этого дома построено здание проектного института Ленгипротранс и станция метрополитена .
Вот посмотрите , какая могла бы быть , вообщем-то довольно скромная сегодня по убранству , станция "Владимирская"
Да много чего могло бы быть и красивее и больше у нас , если бы не война.
Не важно о чём рассказываешь. О круизных экскурсиях , достопримечательностях...развитии водного транспорта. Везде тема войны делит повествование на "до" и "после"...
А в рассказе об истории нашего города , особенно. Я никак не мог пройти мимо этих блокадных фотографий.
Такое нельзя забывать...
Владимирская площадь.Фото 1938 г. . С 6 октября 1923 года по 10 июля 1950 года — площадь Нахимсона.
Пожар в жилом доме на площади Нахимсона 1942. ЦГАКФФД
Разрушенный трамвай на площади Нахимсона после бомбардировки Ленинграда
...Блокада. Детский сад на прогулке 1941
Уцелел ли кто из группы этих маленьких ленинградцев ? Как сложилась их жизнь ? Хочется верить , что они смогли пережить страшное время. Выросли , выучились....Может кто из них проектировал и строил , работал в нашем метро !
Увы...но на сегодня , никого из той славной плеяды метрополитеновцев , начинавших работу первой линии с нами не осталось...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На Владимирской площади есть ещё одна станция. Станция открыта 30 декабря 1991 г. Наземный павильон, чтобы не сказываться на стиле застройки района старого Петербурга, был несколько утоплен в глубину дворов старых зданий.
Тем не менее павильон крайне неудачно вписался в окружающую застройку. После строительства в глубине участка здания станции метро "Достоевская", на проспекте образовалась площадка неправильной формы. Передав участок компании "Фастком", КГИОП потребовал по сохранившимся зарисовкам воссоздать фасад двухэтажного здания уездного Епархиального училища. (его хорошо видно на блокадных фотографиях).Проект разрабатывал с 2001 по 2004 г. ЛенНИИпроект - 14-ая мастерская под руководством арх. Петра Юшканцева. Конструктивные чертежи и проект подземной части здания разработала фирма ООО "Петер-ГИБ"
К строительству приступила компания "Строй Профиль". Строительство закончено к концу 2006 г. Открытие состоялось 25 апреля 2007 г.
Поначалу постройка действительно напоминала ранее существующее здесь здание , но затем начала разрастаться вверх и вширь, да еще была увенчана колоннадой. Острословы назвали здание "монстром с колоннами", и даже существовало мнение, что это "худший дом последних лет". Возможно эти суждения слишком категоричны. Эстетические предпочтения могут быть разными. Но вот то , что здание (пока) стоит крепко не принося хлопот и расходов , как уже ранее упоминавшиеся , гораздо существеннее ! Я потому всех "участвовавших" так подробно и перечислил , чтобы если что...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Надо отметить , что истории таких станций , которые своим появлением , вызывают много перестроек и переделок , а потом "тихо прячутся в тень" , довольно типичны для нашего метро. Так было и на площади Александра Невского.
Площадь Александра Невского 1965– 1967
Реконструкция ансамбля площади уже проводилась , в связи со строительством моста через Неву вм 1961-1965 годах. Но "наше" место тогда затронуто ещё не было. И только с достройкой гостиницы "Москва" в 1974 году работы были завершены.
Площадь Александра Невского. Современный вид
Строительство станции метро "Площадь Александра Невского
1967 Автор:Andy Beard
Вестибюль был построен раньше гостиницы "Москва" и до её постройки стоял отдельно. Выглядел он, как приземистое здание с куполом и застеклёнными входами.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
30 декабря 1985 г. в составе участка "Площадь Александра Невского II" - "Проспект Большевиков", на площади появилась ещё одна станция.
Строительство подземного вестибюля станции метро "Площадь Александра Невского 2"
Было очень интересно , чьё место она "заняла" ? Но этот участок на углу Невского и Чернорецкого переулка чрезвычайно редко можно встретить на фото. Ещё бы , рядом такой объект - Лавра !
Автор:Фотография ателье Буллы
Манифестация после объявления Германией блокады Англии 19 февраля 1915 г на Невском проспекте
Колонна манифестантов с плакатом: "Да здравствуют армия и флот!", царскими портретами и верноподданническими лозунгами на Невском проспекте.
Интересно, что по Чернорецкому переулку была трамвайная линия, впервые узнал.
Этот грузовой путь по переулку. 1951 трамвайное движение по Невскому и по площади упразднено.
На фото слева , можно увидеть трамвайные пути и контактную сеть. (Причём пересекающуюся с троллейбусной)
Но построек , сколько-нибудь значительных не видно.
Снова посмотрев снимок конца шестидесятых , приведённый чуть ранее...обнаружил пятиэтажное , явно жилое здание !
За домом № 177 по Невскому проспекту. Что это за здание ? И сколько оно успело простоять в Чернорецком переулке ?...Лет десять ? Поторопились чуть.
Я вообще думаю , что вот такие участки , как сейчас по Чернорецкому переулку , скоро будут капитально вычищены под элитную застройку. Ещё бы ! Метро ! Невский проспект , Александро-Невская лавра и...наше административное здание !
Производственно-бытовой корпус Метрополитена Чернорецкий пер., 3
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прошу простить , про круизы не получилось. Получилось опять..."за жизнь". Но ! Между круизами же !
Всем удачных путешествий и новых познаний !!