Надо знать: Садовая улица
Продолжаем рассказ о главных достопримечательностях города. Сегодня отправляемся на Садовую улицу: от замка, где убили Павла Первого до сада, где родилось русское фигурное катание.
1. Михайловский (Инженерный) замок
Единственный в истории российской архитектуры случай, когда дворец частного лица назван в честь святого, Архангела Михаила, покровителя Дома Романовых.
Согласно легенде, на месте, где ныне находится замок, к стоявшему в карауле солдату явился святой и повелел строить здесь дом для императора. Именно этой легендой Павел Павел объяснял причины столь срочного строительства новой царской резиденции. Сам он успел прожить здесь недолго: вселился в 1801 году, а уже в первый день марта пал жертвой заговора.
После этого на двадцать лет здание пришло в запустение, только в середине XIX века тут поселилось инженерное училище. Теперь в замке располагается филиал Русского музея. Считается, что тут до сих пор живет призрак убиенного императора.
Место: Садовая улица, 2
2. Михайловский сад
Когда-то этот сад был куда больше и простирался от реки Мойки до самого Невского проспекта. На месте павильона Росси находился маленький Летний дворец Екатерины Первой, сам сад называли Третьим Летним: два других принадлежали Петру Первому.
Нынешние размеры и вид сад приобрел в конце XVIII века: Павел Первый признал старый, выстроенный в 1750-е годы, дворец Елизаветы Петровны ветхим и повелел построить здание Михайловского замка, с другой стороны в скором времени был возведен Михайловский дворец, где начал проживать один из сыновей Павла.
Место: напротив Инженерного замка
3. Большой Гостиный двор
Сперва Гостиный двор должен был строить Ринальди. Проект отклонили. Затем за сооружение здания решил взяться Растрелли. Не хватило финансирования. В итоге Гостиный двор строил Валлен-Деламот. Получилось скромное торговое здание в духе раннего классицизма. При этом, строили его 24 года: заложили в 1861-м, при Елизавете, открыли в 1885-м, на исходе правления Екатерины Второй.
Долгое время являлся одной из главных торговых точек в городе, где можно было купить практически все: от еды и до одежды. Построенный в XVIII веке, Гостиный двор существует до сих пор, но сейчас он является по формату обычным торговым центром с необычно дорогими товарами.
Во дворе Гостиного двора есть просто еще один комплекс зданий, так называемое «внутреннее кольцо». Его построили вместе с остальным Гостиным двором по проекту Валлен-Деламота в конце 1780 годов. Также там находится бывший Комитет по управлению Гостиным двором, построенный по проекту инженера Кузьмина. Сейчас в его здании располагается домовый храм преподобного Серафима Вырицкого (бывшего купца, ставшего святым) и музей истории купечества. Службы в храме проводятся по средам в 13:00. Музей можно посетить со вторника по четверг в 14:00 и 17:00.
Место: Невский проспект, 35
4. Воронцовский дворец и Мальтийская капелла
Прекрасный барочный дворец работы Растрелли обошелся графу Воронцову в настолько крупную сумму, что он был вынужден уступить его государственной казне. А потом Павел Первый передал его Мальтийскому ордену, а архитектор Кваренги создал там Мальтийскую капеллу. Стены облицованы искусственным мрамором. Это одно из немногих «мальтийских» мест Петербурга, продолживших служить по назначению, и после убийства Павла Первого в 1909 году там даже установили орган. Теперь в этом здании находится знаменитое Суворовское училище, где готовят будущих офицеров российской армии.
Место: Садовая улица, 26
5. Апраксин двор
До революции - крупнейший оптовый рынок в Европе, после - самая большая комиссионная лавка в Советском союзе. Теперь - множество зданий, находящихся в довольно плачевном состоянии и ждущих реконструкции. Из Апраксина двора хотят сделать торгово-развлекательный центр: когда - неизвестно.
Главная достопримечательность - торговые ряды вдоль Садовой улицы: их построил архитектор Корсини в 1863 году, незадолго до этого пожар уничтожил большую часть строений объединенного Щукинского и Апраксина рынка.
Место: Садовая ул., Апраксин пер.
6. Дом Второго общества взаимного кредита
Тут раньше был доходный дом. Его в начале XX века снесли, чтобы построить здание второго общества взаимного кредита. Проект талантливого и успешного к тому моменту архитектора Федора (Иоганна Фридриха) Лидваля занял на конкурсе только второе место, но в итоге одобрили именно его. Получившееся в итоге здание – один из лучших образцов так называемого «северного модерна»: сурового стиля, в котором предпочтение отдается серому цвету, блеклым тонам других красок, массивным колоннам, не менее массивному – монолитному, как римский дворец – фасаду, небольшим окнам. Примерно так выглядит и главное произведение Лидваля – здание гостиницы «Астория».
Но дом на Садовой – это апофеоз суровости. Только серый цвет в оформлении фасада, массивные полуколонны, крупные блоки, строгие формы, даже фигуры на барельефах – уже не древние боги, а суровые уберменши. Теперь в здании второго общества взаимного кредита снова располагается банк, операционные залы и прочие помещения остались практически нетронутыми с момента постройки.
Место: Садовая улица, 34
7. Сенная площадь
Важнейший и самый неудобный транспортный узел в центре Петербурга. Сенная площадь издревле была местом, где собиралась городская беднота, где орудовали преступники, где совершались наказания за нетяжкие преступления («били женщину кнутом» у Некрасова и т. п.).
Сенную не раз перестраивали. Сперва это была грязная и неудобная площадь с хаотичным рынком. Потом рынок сделали крытым. Потом, после революции, площадь серьезно реконструировали, превратив в важный транспортный узел: долгое время именно отсюда отправлялись междугородние автобусы.
В скором времени старинную Успенскую церковь снесли и построили на ее месте станцию метро «Площадь Мира» (теперь «Сенная площадь»), в конце восьмидесятых тут построили еще одну станцию метро — «Садовую» — вновь начали появляться ларьки, стала развиваться хаотичная торговля, расцвела преступность.
Вновь перестроили Сенную в 2003 году. Тогда же тут появилась Башня Мира французских скульпторов. Созданная из стекла, она вскоре треснула и была убрана с площади. Куда ее поставят после ремонта (если вообще поставят), неизвестно: Сенную вновь собираются перестраивать и делать еще просторнее и удобнее.
8. Дом городских учреждений
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением). Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).
К началу Первой мировой войны там располагались Центральное отделение и управление городского ломбарда, Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом, Городская комиссия по благотворительности, шесть камер мировых судей, Больничная комиссия. Комиссия по народному образованию, женское четырехклассное училище, два двуклассных начальных училища (то есть ПТУ), Торговая депутация, Городское по воинской повинности присутствие (то есть военкомат), Комиссия по водоснабжению столицы (то есть горводоканал), Городская типография, Городской музей и еще два десятка магазинов и несколько служебных квартир.
9. Юсуповский сад
Впервые здесь появился сад еще в 1730-е годы, когда князья Юсуповы построили тут усадьбу. Первым архитектором ее был Доменико Трезини. Потом, в 1780-е, эти места перестроили, разбили английский парк с прудом и беседками. В 1860-е Александр Второй повелел открыть парк – который уже давно перешел от Юсуповых к Министерству Путей Сообщения – для всеобщего посещения.
Но на зиму его все равно закрывали, пока туда не пустили городской Яхт-клуб, который развернул в саду активную деятельность. Тогда там стали заниматься фигурным катанием, а в начале XX века здесь проходили всероссийские и даже международные соревнования, тут же тренировались и росли первые олимпийские чемпионы из России.
______________________________________________|
https://vk.com/piterbesplatno |
Добавлено спустя 1 минуту:11 малоизвестных фактов о Кунсткамере
Сказ о том, как Пётр Первый угощал гостей музея водкой, а по залам гулял безголовый скелет. Вспоминаем самые курьёзные и интересные факты одного из самых старинных музеев мира.
1. «Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.
Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.
2. Кто строил здание для музея
Строительство здания продолжалось на протяжении шестнадцати лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.
Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Алексанлра Кикина, находившегося близ Смольного собора), музей Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.
Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
4. Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри – изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.
В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.
5. Флейта из человеческой кости
Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.
Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях – для вызова потусторонних сил.
6. Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа - человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.
Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело
7. Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.
8. Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.
Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага – пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.
Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.
9. Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача - механизм у них нерабочий.
Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они прихотливо останавливаются.
Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.
10. Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».
Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных... рук.
11. Награда за «уродов»
Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.
Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.
______________________________________________|
https://vk.com/piterbesplatno |