Вот , осталось в "загашнике" несколько фото. Для чего-то я их сохранил когда-то ? Решил , пусть уж не пропадают теперь...
==========================================================
Когда интересуешься историей нашего метро , то бывает попадаются в сети такие неожиданные "сентенции" , что просто удивляешься , как такие утверждения приходят в голову современным "авторам". Ну , про всякие "подземные" стратегические...секретные...военные и пр. таинственные объекты , это понятно. Такие темы , никогда не были предметом всеобщего обозрения и обсуждения. Поэтому всегда были запретно-любопытны.
Но это правильно. Хотя , ничего сверхъестественного и необычного в техническом плане , они из себя не представляют. Особенности условий постройки нашего метро показывают - так надо...
Зато , очень популярны всякие "страшилки". А в последнее время , обязательно надо , что бы был какой-нибудь "политический окрас". Причём , если ничего долго не случается , то пускаются в ход ...излюбленные "легенды".
Вот , одна из таких...дежурных ,
про "Сталина на "Нарвской!"Авторы всевозможных "дзенов" и сообщений в "жж" , упоённо пишут: "
На станции "Нарвская" убрали Сталина".
И почти никогда не понятно их отношение к самому Сталину. Чтят память ? Боятся ? ...Чаще создаётся впечатление , что вообще очень туманно представляют его роль в истории нашей страны....( А хорошо бы было и получше знать)
=======================================================================
Очень часто утверждается , что "Нарвская" должна называться "Сталинской". Не стану спорить . Очень может быть , таких предложений в эпоху апофеоза культа личности , было предостаточно.
Но такого названия нет ни на одном плане , схеме метрополитена того времени.
Мозаичное панно с изображением вождя на южной стороне вестибюля было.
Вот тут один товарищ очень подробно и интересно собрал материал на эту тему. Мне нет смысла перепечатывать.
https://samiznaetekto.livejournal.com/116129.htmlНо наибольший интерес , всегда вызывает горельеф над наклонным эскалаторным ходом. С постоянным комментарием :
Собравшаяся на митинг на площади Ленина группа рабочих смотрит в центр горельефа, но там никого нет. В первоначальном варианте в центре должен был находиться Сталин.Скульптурное панно в наземном вестибюле над эскалаторами называется "Слава труду!". Авторы: Г.В. Косов, А.Г. Овсянников, В.Г.Стамов, А.П. Тимченко
Не знаю , куда там смотрят рабочие и кто "там" должен находиться ? Это всё довольно субъективно. Но на мой взгляд , всё довольно проще...
Не секрет , что госзаказ , явление очень выгодное во все времена. Особенно для тех кто не прочь "подсуетиться" и готов исполнить заказ "направляющей линии".
Наш знаменитый советский скульптор-монументалист , народный художник СССР Евгений Вучетич в это время Работал над своим знаменитым масштабным горельефом "Советскому народу, знаменосцу мира, слава!"
Над грандиозным произведением (размеры горельефа 12,7 на 6,93 метра) три года работали восемь скульпторов во главе с Вучетичем, чтобы успеть к послевоенному открытию
Центрального павильона ВДНХ в 1954 году.
Не знаю , те ли же скульпторы , что работали с Вучетичем ...Или это другие предприимчивые молодые художники.
Но в декабре 1951 года в павильоне «Ленинград и Северо-Запад» на ВДНХ , был установлен горельеф "И.В.Сталин — депутат Ленинграда"
"И. В. Сталин — депутат Ленинграда" — монументальный горельеф Г. В. Косова, А. Г. Овсянникова, Стамова и А. П. Тимченко. 30 декабря 1951 г.Владелец фото: ЦГАКФФД - Центральный государственный архив кинофотофондодокументов Санкт-Петербурга
А ещё , чуть ранее...В московском метрополитене ..
Москва. Метро. Станция "Таганская". Скульптурная группа «Сталин и молодежь».
(скульпторы Е.П. Блинова и П.А. Баландин). Печать «Фотохроника ТАСС» на обороте. Фото сделано к открытию станции 1 января 1950
Понятно , что руководство строящегося в Ленинграде метрополитена , просто не могло остаться в стороне. Тем более , если действительно серьёзно планировалось изменить название станции. Был сделан заказ на панно "И. В. Сталин — депутат Ленинграда" для "Нарвской"(которая , как вы помните , открылась только ещё в ноябре 1955-го).
И вот тут ! Очень интересный момент ! "Америкаканцы" думают , что это они придумали принцип "лего". Как бы не так ! Как же !
В 1953 году умирает Сталин. И вся преданная свита берёт совершенно обратный курс на "развеличивание" вождя.
После подведения итогов XXII съезда КПСС, а также
в связи со сменой эпох и в целом нового видения руководителей страны того времени, было принято решение ....переделать "депутата Ленинграда", в павильоне №64 на ВДНХ в скульптурный горельеф.... "Праздничный Ленинград"
"Праздничный Ленинград" и "Советскому народу, знаменосцу мира, слава!" Вучетича , который тоже подвергался идеологическим конъюнктурным переделкам, экспонировались по 60-й год. Потом
был закрыт в связи с тем, что не отвечал новой эстетике советского правительства. А в 90-е годы и вовсе был заколочен....!?...
1954 год. (Павильон №64 теперь является объектом культурного наследия федерального значения). Был построен к ВСХВ 1939 года и носил название "Ленинград и Северо-Восток РСФСР".
В 2014 году , при реставрации павильонов , знаменитые панно , были ...неожиданно !! открыты ...заново !..
Собянин велел их отреставрировать (об этом много писали) и выставить на всеобщее обозрение. Но в окончательном , переделанном виде.
А наше "Слава труду!" на "Нарвской" , благополучно стоит в вестибюле , таким как и приехало из Москвы (идеологически переработанное) перед открытием метрополитена.
На горельефе изображены 39 фигур рабочих, колхозников, деятелей науки и техники, матросов, детей на фоне символов города – башни Адмиралтейства и памятника Ленину у Финляндского вокзала. На переднем плане инженер и рабочий в спецовке держат чертеж, на котором читается надпись "проект гидротурбины".