Да... долго я не заходила в эту тему и не потому, что прекратила ею интересоваться, а вот просто потому, что на следующий особняк о котором я планировал рассказать это и есть то место про который я писала в самом первом посте , но вся информация о нём у меня никак не выстраивалась. И вот наконец что-то созрело...
Знакомьтесь:
Особняк Кельха
Дом №28 по улице Чайковского находится на участке, принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра. Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым.
В 1858 году участок приобрёл греческий консул Григорий Кондоянаки. Архитектором А. К. Кольманом для его сына Ивана в 1858-1859 годах здесь был построен двухэтажный особняк в стиле барокко.
А теперь – к Кельхам.
Папа Сашеньки Кельха занимался народным образованием. И баронский титул получил не просто так, по рождению, а исключительно благодаря приложенным усилиям. Кавалер множества орденов – и Владимира, и Анны, и с бантами, и с подвязками – в расцвете карьеры был пожалован баронским титулом и званием «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Так что Александр Кельх был дворянином не так уж и давно – только во втором поколении.
Три брата получили прекрасное образование . Николай (старший) и Александр стали промышленниками, Владимир – художником. А образование они получали в Московском университете, действительными студентами коего и являлись. Вот это-то и наложило заметный отпечаток на семейную жизнь Николая и Александра. Студенчество, в смысле.
Отползем ненадолго в Сибирь. А именно – в Иркутск. Там жила семья богатейших золотопромышленников Базановых. После смерти главы семейства, Ивана Базанова , а позже и зятя его, камергера двора – Петра Сиверса, все состояние, включавшее в себя не только золотые прииски, но и Ленско-Витимское парходство, досталось Юлии Базановой и дочери ее Варваре.
Юлия Базанова – «мать студенчества», дама, славившаяся своей благотворительной деятельностью. Рано овдовев, она занималась постройкой больниц, бибилиотек, курировала учебные заведения в Иркутске, а также следила за судьбой сибирских студентов в Москве. За свою жизнь она, владелица огромного состояния, потратила на благотворительность около 2000000 рублей. Вы только вдумайтесь – более 2 миллионов – это сопоставимо с госбюджетом!
Дочка Варенька пошла по маминым стопам. И, отправившись как-то раз по делам в Московский университет, встретила Николая Кельха. Ну, дело молодое, страстная любовь, почти моментальная свадьба.Все слишком прекрасное быстро кончается – через два года Николай умирает. Причем о том, что стало причиной такой скоропостижной кончины, не знает никто до сих пор.
Сразу после смерти Николая, Варваре делает предложение его младший брат – Александр. И она соглашается. А Александр становится управляющим огромного состояния своей жены.Кстати, говорят, что Варвара Кельх (Базанова) была прелестным созданием. Но при этом никакой не кисейной барышней, а, наоборот, подобием всем известного типажа – Вассы Железновой.
Значит, так – замуж за Николая в 1892 году. Овдовела в 1894. И сразу же выскочила замуж второй раз.
И решила – жить молодая семья будет в самом оригинальном доме в Петербурге. Для этих целей у греческого консула – Ивана Кондоянаки - они покупают в 1896 году дом на Сергиевской улице (двухэтажный особняк в стиле необарокко) и начинают его реконструкцию.Для этих целей нанимают двух архитекторов – Владимира Чагина и Василия Шене и дают им карт-бланш, в том числе и финансовый. Если учесть, что оба архитектора были просто неприлично молоды – до тридцати, то порезвились они всласть. Внутренние интерьеры особняка поражают не только богатством отделки, но и, самое главное, неожиданностью интерьеров. Не только эклектичностью, тем более, что каждое помещение производит очень целостное в стилевом плане ощущение, а вот именно неожиданностью.
Все материалы, которые использовались для работ, были только высшего качества – Александр Фердинандович на счета не смотрел – он их подписывал. И, надо заметить, результат получился поражающий.
За два года ими был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.
Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже.
К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна.
17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству, режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.
В 1930 годы в здании был организован дом престарелых
В 1936 году в Ленинграде появился Дзержинский район. Его основное руководящее учреждение (ВКП(б) КПСС) расположилось в особняке Кельха. Здесь утверждались руководители большинства предприятий, принимали новых членов партии.
В 1941 году часть здания с левым эркером разрушила фугасная бомба. Восстанавливали здание в 1944-1945 годах, эркер однако не воссоздали. Утрачеными также оказались и интерьеры, находившиеся в левой части особняка.
В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. В последствии эти две организации спорили между собой за владение особняком. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С тех пор здание получило имя Дома юриста.
В цокольном этаже работает ресторан. Он был открыт для привлечения средств, необходимых для реставрации особняка Кельха. Но впоследствии руководство ресторана не нашло общего языка с юридическим факультетом университета и заведение стало работать самостоятельно.
В 2010 году дом Кельха был закрыт на реставрацию. В 2011 году было принято решение о его передаче Министерству Юстиции.
Этот уникальное сооружение на улице Чайковского – достояние петербургской культуры. Вы не встретите здесь сумасшедшего скопления туристов, это один из немногих домов с богатой историей, который остаётся в тени и ловит изумленные взгляды случайных прохожих.
В данный момент в особняке проводит экскурсии Открытый город, но попасть на них практически не возможно. Именно из-за этих экскурсий я и вступила в Открытый город, но увы... за три года членства я сумела попасть только на единственную экскурсию, после которой я всё же сумела отвести на неё и Вас, а именно в Дом Оперы - особняк Фон Дервиза.
Ну что? Отправимся на виртуальную экскурсию по особняку...
За старинными дубовыми дверями особняка взгляд гостя замирает от великолепия оформления, цвета и роскоши интерьеров: бело-розовый, золотистый, коричневый мрамор, сложнейшие резные орнаменты на камне и дереве, изысканный лепной декор, старая бронза, сияющие густыми красками витражи, уникальные скульптурные композиции, украшающие ниши, камины, старинная мебель. Каждый коридор, лестница, помещение уникальны и отличаются разнообразием стилей оформления.
Столовая
Из готической столовой – в дубовую курительную. И опять – резьба на потолке кА-а-а-ак прыгнет! Там и серп, и лопата, и грабли. И еще что-то очень похожее на вантуз. В курительной, конечно, тоже камин, как без него – скопированный по заказу. Увидел Александр Фердинандыч где-то в Италии в замке такой камин – и заказал, потому что – понравился. А ему и сделали.
Рельефы и узоры лестничных ограждений, колонн, оконных обрамлений невероятно сложны, причудливы и обильны. Стены оформлены живописными полотнами, фресками, тиснеными обоями из натуральной кожи. Поражает работа мастеров краснодеревщиков и резчиков, витражные кассетные потолки, карнизы с золочеными элементами, штофные панно.
На фоне цельности декорирования каждой комнаты внутреннее убранство отличается разнообразием материалов и «ювелирной» проработкой деталей. Потрясающей красоты многоярусные камины из мрамора и лабрадорита насыщены многофигурными скульптурными композициями и барельефами.
Ну а это кто? Догадались? Ну конечно же сама Варенька!!!
Добавлено спустя 7 минут:Парадная лестница и вестибюль.
И вновь я прибегаю к фотографиям моего уже любимого фотохудожника А. Белимова-Гущина
Добавлено спустя 10 минут:Белый зал
Камины особняка
Вот я Вас и познакомила немного с красивейшим особняком ..... Спасибо за внимание.... Продолжение следует.....