Нет спору круизы становятся все более популярными, все больше теплоходов переходят от работы с иностранными туристами к нашим - публикаций в СМИ тоже достаточо много все они сходятся к тому, какой прекрасный и незабываемый отдых речной круиз. Но всего-то 6 лет назад, скажем, не желтая пресса, а газета известия публикует совершенно "черную статью" (каждый раз поражаешься умеют же разными красками!
Громкие скандалы тихой гаваниРечной круиз - удовольствие дорогое и рискованное
Наталья БАРАНОВСКАЯ
Речники хорошо знают тот момент, когда клиент, который всегда прав, превращается в бесправного пассажира. Как только теплоход отчалит от стенки пристани, на борту правит бал капитан. Бунт на корабле затевать бессмысленно. Покинуть посудину проблематично, да и денег жалко. "А куда вы денетесь с подводной лодки?" - мрачно шутят те, кто плавал.
Даже заранее забронировав место на теплоходе, оплатив путевку и вовремя прибыв в порт, клиент может остаться с носом. "Круизные теплоходы вмещают 200-300 пассажиров, - говорит Николай Кудрявцев, менеджер судоходной компании. - Но каюты удается заполнить не всегда. Поэтому владельцу судна намного выгоднее сдать его в аренду частному лицу, которое платит наличными, сразу за все и больше, чем все клиенты турфирм, вместе взятые. Если такое предложение поступает даже накануне запланированного круиза, мало какой судовладелец отказывается. Конечно, пассажирам возвращают деньги за путевку, но неустойку получить практически невозможно: хозяин всегда может сослаться на форсмажорные обстоятельства - поломку, пожар, внезапную болезнь команды и т.д.".
- Сейчас речные круизы пользуются большой популярностью у корпоративных клиентов, - объясняет Вера Васильева, директор туристической компании "Паллада". - И работать с такими клиентами действительно выгоднее, чем с обычными туристами. Минимальная сумма, которую выкладывает корпоративный клиент за аренду теплохода, - $4 тыс. Питание, экскурсионная и развлекательная программы, охрана и все остальное, что пожелает клиент, - за отдельные деньги. Маршрут и продолжительность круиза - на усмотрение пассажиров.
Но и попавших на судно туристов часто ждут неожиданности. "Собрание пассажиров было проведено лишь на второй день круиза, - делится впечатлениями Александр Гольцов, совершивший прошлым летом 12-дневный круиз на трехпалубном теплоходе "Г.В. Плеханов". - А в первый день мы даже не знали, кто за что отвечает и к кому обращаться. Представителя фирмы - организатора круиза на борту не оказалось, его функции выполнял баянист. На собрании судовой медик заявил, что воду из умывальников можно пить, хотя на каждом кране была надпись, предупреждающая об обратном. Народ пил воду из-под крана, поскольку в первые, самые жаркие, дни пути на борту не было безалкогольных напитков. Возможно, именно поэтому несколько десятков туристов получили пищевое отравление. Кормили, кстати, как в дешевой столовке, - и это за $500! Экскурсия в Мышкин сорвалась - не пришел экскурсовод. Короче, полный бардак".
С кораблями, как и с самолетами, случаются самые разные неприятности. И чем старше теплоход (а многие из тех, что бороздят российские реки с туристами на борту, построены 40-50 лет назад и давно на ладан дышат), тем больше вероятность у туристов влипнуть в неприятную историю.
Немало пришлось пережить, например, пассажирам теплохода "К.Э. Циолковский", построенного в 1961 году. Прошлым летом более 170 туристов поплыли в круиз по маршруту Казань-Санкт-Петербург-Казань. 12 июля, отправив пассажиров на экскурсию по Питеру, экипаж занимался своими штатными делами, готовясь 13 июля отчалить обратно в Казань. Моторист ремонтировал форсунку котла, обеспечивающего горячей водой каюты и другие помещения. На улице температура приближалась к 30 градусам, а у раскаленного котла была раза в три выше. Вокруг - гремучая смесь паров топлива. Как утверждают специалисты, это и послужило причиной взрыва старенького котла. В ходе тушения пожара из-за большого количества вылитой на теплоход воды он был полузатоплен. Разумеется, вместе с вещами гуляющих по городу пассажиров.
- Чтобы застраховать себя от неприятностей, надо иметь полное представление о теплоходе, на котором вы отправляетесь в круиз, и хотя бы минимальное - о том, что вам могут предложить в турфирме, - считает Александр Воронов, генеральный директор компании "Атлантик-тур". - Наиболее комфортабельные - теплоходы проектов 301, 302, 305М, 92-016. Стоимость путевки на них в среднем на 30% выше, чем на другие круизные суда, зато все каюты с кондиционерами. Покупая путевку, обязательно уточните, какое питание включено в стоимость - полный пансион или, к примеру, только завтрак. От второго варианта лучше отказаться: цены в барах и ресторанах на борту чаще всего запредельные. Поинтересуйтесь, на каждой ли палубе имеется стюард, к кому обращаться в случае необходимости. Лучше, если в круизе вас будет сопровождать представитель турфирмы. Если вам небезразлична культурная программа, стоит узнать, кто будет пассажиров развлекать - профессиональный аниматор или пьяный баянист.
Тем, кто отправляется в речной круиз впервые, трудно сориентироваться и с выбором каюты. В турфирмах обычно предлагают что осталось, а клиенты первым делом спрашивают что подешевле. Чтобы не испортить впечатление от путешествия, нужно правильно выбрать палубу.
- Чем дальше от трюма палуба, тем дороже стоит место в каюте, - продолжает Александр Воронов. - На самой верхней, шлюпочной, палубе расположены "люксы" и комфортабельные одноместные каюты. Но на ней же находятся рестораны и развлекательные заведения. Поэтому если вы хотите по ночам спать, а не тусоваться, лучше выбирать среднюю (если теплоход четырехпалубный) или главную палубу. Нижняя палуба самая дешевая, но это ее единственное достоинство. Если в каюте на нижней палубе есть кондиционер, жить можно, если нет - лучше не рисковать. Особенно тяжело у трюма приходится детям и людям в возрасте. Что касается выбора турфирмы, предлагающей круиз, лучше обращаться в крупную компанию, работающую с владельцем судна напрямую. Но клиент должен понимать, что благодушный настрой команды в любом случае не входит в стоимость путевки, а крупная состоятельная фирма свои средства обратит против него же в любом из судебных процессов.
Справка "Известий"
Как провожают теплоходы
Проект 301
Трехпалубный теплоход, 280 пассажиров, одно-, двух- и трехместные каюты. Названия: "Виссарион Белинский", "Николай Чернышевский", "Николай Добролюбов", "Александр Радищев", "Леся Украинка". Маршруты: Волга, Кама, Дон, реки и озера Волго-Балтийского водного пути, Амур, Днепр.
Происшествия: 15.11.1999 г. на теплоходе "Леся Украинка" возник пожар в машинном отделении в г. Киев на речном вокзале.
Проект 302
Четырехпалубный теплоход, 280 пассажиров, одно-, двух- и четырехместные каюты. Названия: "Юрий Андропов", "Сергей Киров", "Георгий Чичерин", "Академик Глушков", "Леонид Красин". Маршруты: Волга, Кама, Дон, реки и озера Волго-Балтийского водного пути, Днепр.
Происшествия: 5.06.2002 г. "Академик Глушков" снес свои ходовые огни о пролёт Рогачевского моста в Москве.
Проект 305
Двухпалубный теплоход, 300 пассажиров, одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты. Названия: "Михаил Калинин", "Рихард Зорге", "Василий Чапаев", "Комдив Гай", "Паллада". Маршруты: Волга, Кама, Белая, Дон, Ока, Москва-река, Северная Двина, Обь, Иртыш, Лена.
Происшествия: 3.05.1971 г. "Михаил Калинин" сел на мель на Оби, простой составил 2 дня; 15.05.1971 г. "Дунай" столкнулся на рейде Самарского порта с теплоходом "М-38"; 15.07.2000 г. "Рихард Зорге" столкнулся с теплоходом "РТ-299" на 396 км Оки; 07.10.2000 г. "Паллада" сел на мель на Татищевском расширении Канала Москвы и получил пять пробоин; 7.06.2001 г. "Башкортостан" следовал по маршруту Нижний Новгород - Москва и на Волге столкнулся с танкером.
Проект 588
Трехпалубный теплоход, 300 пассажиров, одно-, двух- и четырехместные каюты. Названия: "Иван Сусанин", "Илья Муромец", "Карл Маркс", "Фридрих Энгельс", "К.Э. Циолковский". Маршруты: Волга, Кама, Дон, реки и озера Волго-Балтийского водного пути, Енисей.
Происшествия: 1.06.1971 г. "Иван Сусанин" сел на мель при подходе к пристани Кижи на Онежском озере и получил пробоины; летом 1993 г. произошел пожар на "Серго Орджоникидзе", теплоход выгорел полностью; 7.06.1996 г. "К.Э. Циолковский" сел на мель на Ладожском озере; 12.07.2001 г. на том же теплоходе возник пожар в С.-Петербурге, в ходе тушения он был затоплен; летом 1999 г. "Павел Бажов" по пути из Перми в С.-Петербург, пытаясь избежать столкновения с баржей, вышел за пределы судового хода и пробил нос о камни; у "Хирурга Разумовского", следовавшего тем же маршрутом, из-за изношенности металла поломался гребной вал; "Александр Фадеев" во время круиза Пермь - С.-Петербург повредил о подводное препятствие двигательно-рулевой комплекс.
Проект 92-016
Четырехпалубный теплоход повышенной комфортабельности, 400 пассажиров, одно-, двух- и трехместные каюты. Названия: "Семен Буденный", "Феликс Дзержинский", "Александр Суворов", "Михаил Калинин", "Михаил Фрунзе". Маршруты: Волга, реки и озера Волго-Балтийского водного пути.
Происшествия: 5.06.1983 г. "Александр Суворов" врезался в мост в Ульяновске, погибло 176 человек; 15.09.2000 г. матрос "Феликса Дзержинского" убил своего сослуживца во время ссоры.
Проект Q-040
Четырехпалубный теплоход, 216 пассажиров, одно-, двух- и трехместные каюты. Названия: "Александр Пушкин", "Максим Горький", "Василий Суриков", "Илья Репин". Маршруты: Волга, реки и озера Волго-Балтийского водного пути.
Происшествия: 8.09.2001 г. возник пожар на теплоходе "Василий Суриков" в Москве, выгорели 4 каюты, деформированы переборки.
А что вы думаете об этом?
22.07.02
http://www.izvestia.ru/russia/article21396/